Найти в Дзене
ГодЛитературы

«Ход королевы» и другие ходы: шахматы в литературе

Оглавление

Успех сериала «Ход королевы» побуждает вспомнить самые известные литературные произведения, также завязанные на древней игре

'Ход королевы' — сериал 2020 года, реж. Скотт Фрэнк, США / kinopoisk.ru
'Ход королевы' — сериал 2020 года, реж. Скотт Фрэнк, США / kinopoisk.ru

Шахматы, как и карточные игры, сопровождали героев литературных произведений издавна. Причем – в разных качествах. Вспомним главные из них.

1.Александр Пушкин, «Евгений Онегин» (1830), Уильям Шекспир, «Буря» (1611)

Иллюстрации к "Евгению Онегину" Самокиш-Судковской, 1908
Иллюстрации к "Евгению Онегину" Самокиш-Судковской, 1908

Пушкин наше всё в том числе в и теме «шахматы в литературе». Он едва ли не первый среди русских писателей стал использовать шахматную игру как метафору игры любовной. В четвертой главе «Онегина» читаем:

Уединясь от всех далеко,

Они над шахматной доской,

На стол облокотясь, порой

Сидят, задумавшись глубоко,

И Ленский пешкою ладью

Берет в рассеянье свою.

Обратим внимание: Ленский наказывает Ольгу за невнимательность «в рассеяние», то есть забывшись, что он играет с невестой. Увы – эта забывчивость скоро ему будет дорого стоить. Но на два века раньше так же идиллически разыгрывают партию влюбленные Фердинанд и Миранда у Шекспира. И их игра тоже ведется на нескольких уровнях:

  • МИРАНДА
  • Мой нежный друг, не хочешь ли меня
  • Поймать в ловушку?
  • ФЕРДИНАНД
  • Ни за что на свете,
  • Любимая, хитрить с тобой не мог бы.
  • (пер. Мих. Донского)

Но их партия заканчивается благополучно – во всех смыслах, в отличие от партии Ленского. Впрочем, одноименная теноровая партия в опере Чайковского, одна из самых знаменитых в мировом оперном репертуаре, с лихвою это компенсирует.

Спустя 40 лет после публикации романа появились шахматные задачи, основанные на строках Пушкина. Известный шахматист Илья Шумов составил три возможных варианта шахматных партий «Ленский — Ольга Ларина», один из которых мог быть таким
Спустя 40 лет после публикации романа появились шахматные задачи, основанные на строках Пушкина. Известный шахматист Илья Шумов составил три возможных варианта шахматных партий «Ленский — Ольга Ларина», один из которых мог быть таким

2. Льюис Кэрролл, «Алиса в зазеркалье» (1871)

Вся вторая часть книги про девочку Алису, как известно, построена на шахматах.

Алиса и Чёрная Королева. Иллюстрация Джона Тенниела.
Алиса и Чёрная Королева. Иллюстрация Джона Тенниела.

Потому что выросла из попыток Чарльза Доджсона доступно объяснить правила и логику мудрёной игры своей маленькой подружке. Нам неизвестно насколько он в этом преуспел, но книга всем известна. А в ней известно многозначительное замечание Черной королевы, которое применяют к разным сферам жизни, от политики до IT:

порою приходится бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте.

3. Илья Ильф, Евгений Петров, «Двенадцать стульев» (1928)

Молодые сатирики иронично обыграли «шахматную лихорадку» того времени, создав блестящую и не шахматную устаревающую главу. Трудно найти русского читателя, который не знал бы про «Клуб четырех коней» и Нью-Васюки. И не помнил бы горестный вопль одноглазого любителя: «У меня все ходы записаны!». Правда, в последние годы его употребляют преимущественно в другом, довольно грозном смысле.

4. Владимир Набоков (Сирин), «Защита Лужина» (1929)

-5

Еще одно, но совсем другое проявление «шахматной лихорадки» столетней давности. Владимир Набоков был не только виртуозным писателем, но и виртуозным «шахматным композитором», то есть составителем хитроумных шахматных задач. Причем, судя по публикации авторской книги “Poems and Problems”, то есть «стихи и задачи», сам он между двумя видами своего творчества противоречия не видел. Но шахматиста в герои книги избрал лишь однажды. И тоже делает это очень по-своему. Для отрешенного и аутичного Александра Ивановича Лужина шахматы является именно что защитой от окружающего мира, в котором он не понимает, как ходить и как защищаться. Увы – защита проваливается.

5. Стефан Цвейг, «Шахматная новелла» (1942)

Шахматная новелла (1960) , Герд Освальд, Германия
Шахматная новелла (1960) , Герд Освальд, Германия

Самая знаменитая новелла австрийского писателя и вообще одно из самых драматических литературных произведений, связанных с шахматами. Поединок угрюмого и малообразованного маньяка-мономана Чентовича и блестящего интеллектуала Б., в котором последний терпит сокрушительное поражение, буквально взятый измором, стало пор пером переживающего депрессию Цвейга грозной аллегорией конца привычной ему Европы. Пережить который Стефан Цвейг не смог, в том же году наложив на себя руки.

-7

6. Артуро Перес-Реверте, «Фламандская доска» (1990)

Испанец Перес-Реверте – законный наследник Умберто Эко по линии интеллектуального детектива. А роман о том, как современные реставраторы, исследуя картину XV века, обнаруживают в запечатлённой на ней шахматной позиции ключ к убийству – это его «Имя Розы»: хитроумный интеллектуальный роман, ставший при этом громким международным бестселлером.

7. Дж. Роулинг, «Гарри Поттер и философский камень» (1997)

Финальная схватка добра и зла в кульминации открывающего тома саги о маленьком волшебнике – это, конечно, не совсем шахматы, а некие магические сверхшахматы. Роулинг на пороге XXI века словно предчувствовала переход многих сторон нашей жизни в новое измерение и в новое виртуальное пространство, где начинают действовать новые, порой обескураживающие правила. Но едва ли тогда она сама могла предвидеть, как далеко зайдет этот процесс.