Сезонность природных явлений - важнейшая характеристика экосистемы. Она определяет многие процессы, происходящие с той или иной группой животных. Как известно, многие птицы в течение года мигрируют на места гнездования и обратно на зимовку, - приблизительно половина из известных науке почти 11 000 видов птиц являются перелетными. Все мигрирующие виды можно разделить на несколько групп, связанных с дальностью перемещений - от тех, что перемещаются на небольшие расстояния (например, многие высокогорные виды в определенный момент года спускаются ниже) до дальних мигрантов, рекордсменом среди которых является полярная крачка, преодолевающая за год более 70 000 км!
Любая миграция сопряжена с опасностью и риском - птицам грозит истощение, смерть от хищников или болезней. Им предстоит дальний путь; причем птицы, родившиеся в этом году, летят на зимовку впервые, часто без "взрослых".
Но из года в год птицы все же предпринимают перелеты. Зачем они это делают?
Основная причина, которая заставляет многих птиц мигрировать - привязанность к кормовым ресурсам. С наступлением осени многие птицы лишаются своего корма - насекомых, мелких позвоночных и т.д. Зимой прокормиться могут и вовсе немногие: из насекомоядных - лишь те, кто способен перейти на растительную пищу (например, синицы), из хищников - ястребы и многие совы, которые научились добывать пищу в суровых условиях. Остальные птицы вынуждены улетать туда, где этот самый важный ресурс есть в достатке.
Но почему бы им не остаться в теплых странах для размножения?
Можно представить, что все перелетные птицы вдруг предпочли остаться, чтобы загнездиться в субтропиках и тропиках. В этом случае первая проблема, с которой они столкнутся - банальный недостаток территории для обустройства гнезда всех и каждого. Огромная масса гнездящихся птиц быстро уничтожит всех насекомых и других мелких животных, выкармливая птенцов. Скорее всего, на всех птенцов и все циклы размножения корма не хватит, что напрямую повлияет на успешность размножения. Большие скопления птиц спровоцируют вспышки болезней и массовое развитие паразитов в колониях. Многочисленные хищники не будут иметь проблем с добычей пищи. Все эти причины, естественно, не приведут к формированию здоровой экосистемы. Такой несколько дилетантский взгляд в стиле "если бы" может прояснить, почему птицы не остаются, но не объясняет, что привело к тому, что каждый год они мигрируют.
Как же возникла миграция?
Долгое время основной гипотезой была идея все более дальнего расселения птиц из тропиков. Как известно, почти все птицы склонны к кочевкам; даже самые консервативные в этом отношении виды при недостатке корма перемещаются на некоторое расстояние. Молодые птицы часто перемещаются на значительные расстояния после распада выводков, оказываясь иногда на несвойственных для своего вида территориях (например, залеты фламинго в среднюю полосу) - этакий способ расселения вида. Птицы могли распределяться по подходящим свободным территориям к северу и экологическим нишам, спасаясь как от жаркого климата, так и от хищников. Избегая конкуренции, многие особи также селились все севернее. Здесь, кроме того, световой день длиннее, что позволяло выкормить больше птенцов, то есть успешность размножения была выше.
На определенных широтах смена времен года и соответственно, условий обитания, происходит гораздо резче, чем у экватора. Поэтому те птицы, которые осваивали весенний и летний север с его обилием корма в это время, с наступлением осени вынуждены были откочевывать обратно на юг.
На север они "убегали" также от хищников - чем ближе к краю ареала, тем меньше специализированных охотников, которые сосредоточены обычно как раз в местах наибольшего скопления потенциальной добычи.
Со временем некоторые виды, перебравшиеся гнездиться на север, лишились южных популяций (например, североамериканские мухоловки), но "по старой памяти" возвращаются зимовать в Южную Америку, где жили их предки. Другой интересный пример - обыкновенная каменка. Это птица размером с воробья, которая распространена почти по всей Евразии, а также на Аляске и кое-где на севере Атлантики. Любопытно, что все каменки летят на зимовку в одно место - в центральную Африку (это самый дальний мигрант из воробьинообразных). Изначально евроазиатский вид, он перебрался в Северную Америку в период отступления ледника, но так и не нашел себе места для зимовки поближе - каменки из Аляски летят через всю Сибирь в Африку.
Другой пример - печально известный дубровник, который являясь изначально азиатским видом, происходящим из восточной Азии, через Сибирь распространился до севера европейской части России по подходящим местообитаниям (пойменным лугам). Зимовать возвращается в Китай (поэтому и к нам прилетает поздно - в начале июня). Известен печально - потому что на большей части этой огромной территории дубровник исчез в связи с гибелью на зимовках в Китае - там его употребляют в пищу (подробнее здесь).
Долгое время гипотеза происхождения миграции "из тропиков на север" была основной; к тому же, она подтверждалась конкретными примерами.
Несколько лет назад группа ученых под руководством Бенджамина Вингера, профессора Мичиганского университета, решили провести более детальное исследование судьбы более 800 видов певчих птиц. Рассматривалось две теории происхождения миграций: "южного дома" и "северного дома". Первый вариант - рассмотренный нами выше, когда птицы постепенно расселялись на север в поисках ресурсов и спасаясь от хищников и конкуренции, но с наступлением неблагоприятных условий возвращались на юг. Второй - противоположный: миграция возникла у северных видов, которые в поисках корма перемещались южнее, но к весне возвращались на гнездовые территории, как раз к периоду появления кормового ресурса.
Выяснилось, что чаще всего склонность к перемещениям и миграциям возникала у птиц "северного дома", а не южного. То есть северные виды перемещались на зимовку все южнее, а весной возвращались на места гнездования. Кроме того, обнаружилось, что некоторые тропические виды произошли от северных, которые утратили свои черты мигрантов.
Кстати, миграции могут участвовать в образовании новых видов. Пока неизвестно, по каким причинам птицы утрачивают склонность к миграциям, но иногда отдельные группы перелетных птиц останавливаются на промежуточных территориях, часто на островах и образуют в этом месте устойчивую популяцию. Дальнейшая изоляция приводит к образованию нового вида. Конкретный пример - галапагосский ястреб, единственный хищник Галапагосских островов. Генетические исследования показали, что этот вид отделился от канюка Свенсона в результате того, что часть птиц "осела" на островах сотни тысяч лет назад.
Вопрос происхождения и природа птичьих миграций очень сложный, многогранный и во многом еще малопонятный. На миграционное поведение птиц, по-видимому, оказывает влияние очень много факторов, и часто оно представляется очень гибким. Например, известно, что некоторые птицы могут никуда не улетать даже из мест с суровой зимой при наличии доступного корма: вспомните уток в городском парке в незамерзающем канале, подкармливаемых людьми. Или грачей, которые часто остаются зимовать вместе с воронами, питаясь на помойках. На фермах и скотных дворах остаются зимовать овсянки (за что и получили свое название) - птицам не страшен холод, если есть корм. Примеров масса. Есть дальние и ближние мигранты, виды, которые всегда покидают места гнездования и те, которые практически никогда этого не делают. Высшая нервная деятельность птиц позволяет некоторым из них в определенном смысле принимать решение каждый конкретный сезон в зависимости от новых обстоятельств. В конце концов, птицы - высшие позвоночные, которые сумели покорить всю планету.
В будущем поговорим о том, как птицам удается не сбиваться с пути во время перелетов и откуда они знают куда лететь.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал ;-)