По сообщениям ВОЗ от депрессии страдает около 300 млн человек в мире (в 2 раза больше населения России!) и число заболевающих растет. Как распознать депрессию, как она устроена, как ее лечат.
Депрессивная триада
Для начала важно понимать, что депрессия в отличие, скажем, от обычной хандры или плохого настроения – серьезное заболевание.
И это заболевание можно распознать по «депрессивной триаде»: нарушениях в эмоциональной, когнитивной и двигательной сферах.
- Эмоциональная сфера: “Ничего не радует” – невозможность получать удовольствие от того, что раньше радовало: вкусная еда, алкоголь, общение с друзьями, секс.
- Когнитивная сфера: “Я, мир, будущее – все плохо” – тут выделяют триаду внутри триады – у больного депрессией негативный образ себя, мира и будущего. Причем, предыдущий позитивный опыт забывается, не принимается в расчет, человек в депресии все видит в негативном свете.
- Двигательная активность: заторможенность или ажитация / возбуждение. Больной может вести себя вяло и заторможенно или наоборот – активно жестикулировать, менять позу, вскакивать, убегать посреди разговора.
Кроме того выделяют дополнительные симптомы депрессии:
– потеря (или усиление) аппетита,
– нарушения сна (сонливость или бессонница),
– постоянное чувство усталости и повышенная утомляемость.
В итоге больной депрессией не может нормально жить в обществе, работать, общаться, достигать каких-либо успехов. В худших случаях депрессия приводит к самоубийству. Кстати, от самоубийств каждый год в мире уходит около 800 тысяч человек. И депрессия – одна из самых частых причин.
Виды депрессий
В зависимости от причины, вызвавшей депрессию, специалисты делят заболевание на 3 вида:
- Психогенные (или реактивные) депрессии вызваны психологической травмой. Как правило, такие депрессии могут разрешаться самостоятельно по прошествии времени — тут как раз походит расхоже словосочетание «время лечит».
- Эндогенные — депрессии с неизвестной причиной, вызванные некими «внутренними факторами», которые не получается выяснить.
- Соматогенные — вызваны развитием другого заболевания. Например, при болезни Паркинсона погибают нервные клетки, вырабатывающие дофамин, а дефицит дофамина в областях мозга, ответственных за эмоциональную реакцию, приводит к депрессии. Еще один пример: псориаз, который может приводить к сокращению производства телом серотонина (важного регулятора настроения) и таким образом повышать риск развития депрессии.
Если делить депрессивные расстройства по симптомам, то выделяют простые и сложные депрессии.
«Простые» депрессии: тревожные, тоскливые, адинамические, анестетические (переживание отсутствия эмоций — «эмоциональная анестезия
«Сложные» депрессии называются такими потому что включают в себя сочетание симптомов депрессии и других патологий: депрессии с бредом, галлюцинациями, кататонические, маскированные — симптомы маскируются под заболевания внутренних органов или по-другому «соматизируются» — головные боли, боли в животе, сердце и других органах.
Лечится ли депрессия?
Сложность лечения депрессии – в отсутствии полного выздоровления в случае тяжелых или осложненных форм депрессивных расстройств.
На этом рисунке показан пример течения депрессивного расстройства:
Обычно после медикаментозной терапии и психотерапии наступает ремиссия, но при этом сохраняется риск рецидива – возвращения депрессии. Причем, повторные эпизоды могут содержать набор других симптомов и даже с еще более тяжелым течением.
Депрессия может стать хронической. К примеру, первый эпизод депрессии бывает психогенным (вызван травмой), а повторные (даже если проблема решена, но психотравмирующий фактор был слишком сильным или затяжным) — эндогенными.
Но при этом бывает и наоборот – заболевание может и вовсе пройти да еще и без всякого вмешательства психотерапевтов и без лекарств.
Ученые продолжают поиск эффективных методик и средств лечения депрессии. И понимание механизма возникновения и протекания болезни, первый шаг в этом.
Существуют три основных теории депрессии: монаминовая, нарушение нейропластичности и глутаматная эксайтотоксичность. Каждая теория имеет свои плюсы и минусы.
Рассмотрим эти теории и действие лития в каждом механизме.
I. Монаминовая теория. Механизмы депрессии: дефицит серотонина, норадреналина, дофамина
Исходя из действующей теории, описывающей логику возникновения депрессивных расстройств причины депрессии – дефицит моноаминов в ЦНС: серотонина, норадреналина или дофамина. И все классические или современные антидепрессанты разработаны в соответствии именно с этой теорией.
Дефицит серотонина – к примеру, вызывает чувство вины и никчемности, суицидальные идеи, нарушение аппетита.
Дефицит дофамина и норадреналина – вызывают апатию, усталость, невозможность заставить себя что-либо делать.
Дефицит всех трех моноаминов – подавленное настроение, психомоторная дисфункция, нарушения сна.
Литий увеличивает активность серотонинергической нейротрансмиссии (1). Краткосрочное (8 ч) и долгосрочное (14 суток) воздействие 1 мМ лития на серотонинергические нейроны в культуре приводит к увеличению секреции серотонина на 20% (2). При этом, под воздействием лития происходит увеличение селективного всасывания триптофана на 40% и активация биосинтеза серотонина из триптофана. Увеличение секреции серотонина под воздействием лития согласуется с регулировкой биосинтеза серотонина по механизму обратной связи от 5-HT1 рецепторов (3).
В рамках этой теории депрессии стоит отдельно отметить эффективность соли лития – аскорбата лития. Молекула аскорбата лития, сочетая в себе 2 активных вещества – аскорбиновую кислоту и литий, обладает синергетическим действием обоих.
Так в эксперименте установлено, что действие аскорбат-аниона противоположно эффектам дофамина на поведение (4). В эксперименте, аскорбиновая кислота проявляет антидепрессантное действие и достоверно снижает депрессивно-подобное поведение, вызванное острым стрессом (5) и хроническим непредсказуемым стрессом (6) причём, с эффективностью, сравнимой с традиционными антидепрессантами (флуоксетин и другими).
Содержит литий в виде аскорбата лития, новой безопасной соли лития, эффективной в низких дозах. Отпускается без рецепта врача.
II. Нарушение нейропластичности. BDNF – важный регулятор нейропластичности
Важный регулятор нейропластичности – мозговой нейротрофический фактор (BDNF — brain derived neurotrophic factor), уровни которого снижаются на фоне стресса и депрессии. BDNF является одним из главных нейротрофных агентов, незаменимым для когнитивного развития, синаптической пластичности и выживаемости нейронов, обладающих также антидепрессивными и успокаивающими эффектами.
Прием препаратов лития положительно влияет на улучшение нейропластичности мозга. К примеру длительное воздействие лития на нейроны индуцирует активность BDNF (7).
Литий также увеличивает уровни фактора роста нервов (NGF) и глиального нейротрофического фактора (GDNF) в гиппокампе, лобной коре, затылочной зоне и полосатом теле (8).
NGF и GDNF содействуют увеличению выживаемости и пластичности нейронов (способности к регенерации и образованию новых связей) в ЦНС. В результате даже малые дозы лития положительно влияют на настроение, психологическую устойчивость и в целом на продолжительность жизни.
Однако повысить его уровни в организме можно другими путями, способствующими повышению уровней BDNF в ЦНС — это обучение, физические упражнения, получение нового опыта, диета, богатая белками, витаминами и минералами.
III. Теория глутаматной эксайтотоксичности
Глутамат является одним из основных возбуждающих нейромедиаторов ЦНС и его чрезмерное действие может приводить к нарушению нейропластичности и эксайтотоксичности (нейротоксичность, связанная с избыточным возбуждением; по-видимому, является защитной реакцией нервных клеток от перевозбуждения — количество нейронов и связей между ними уменьшается).
Хорошо известно, что хронический стресс снижает жизнеспособность нейронов и способствует развитию нейродегенеративной патологии. Отметим, что эти эффекты осуществляются на фоне избыточной активации NMDA (глутаматных) рецепторов, что приводит к так называемой «эксайтотоксичности» и гибели нейронов. Снижение нейропластичности из-за воздействия глутамата приводит к уменьшению количества нейронов и связей между ними, что в свою очередь провоцирует депрессию и приводит к нейродегенеративным процессам.
А каким образом литий действует в ситуации глутаматной токсичности? Эксперименты показали, что литий повышает выживаемость нейронов (9) при воздействии повышенных концентраций глутамата на 50%, обеспечивая сохранение нормальной морфологии.
В другом исследовании препараты лития также снижают токсичность, вызванную глутаматом и опосредованную N-метил-D-аспартата (NMDA) рецепторами (10).
Стресс как одна из главных причин депрессии
Уровень заболевания депрессией сейчас растет во всем мире и во многом вину на это можно возложить на увеличивающийся уровень стресса.
Стресс обвиняют в том, что он запускает механизм аффективных расстройств (и депрессивных в частности). Эксперты полагают, что опаснее не однократное сильное стрессовое событие, а менее интенсивное, но постоянное воздействие стресса. Такое не прекращающееся влияние стресса приводит к хроническому возбуждению механизмов защиты с дальнейшим их истощением.
Одна из важнейших физиологических реакций тела на стресс – гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось – обратите внимание на рисунок:
Последовательная активация стрессом миндалины, гипоталамуса, гипофиза приводит к выработке гормонов стресса, которые нарушают процессы нейропластичности. Кратко говоря: нарушают нормальные связи в мозге, ответственные за эмоциональную реакцию.
Миндалина — это структура мозга, ответственная за чувство страха. Обычно чрезмерную активность миндалины подавляет префронтальная кора мозга. В норме, когда существует полноценная связь между нейронами этих структур, префронтальная кора обрабатывает информацию, полученную от гиппокампа (память, эмоциональная окраска воспоминаний и событий) и тормозит чрезмерную активность миндалины.
Но из-за стресса нарушаются процессы нейропластичности, например, снижается число контактов между нервными клетками, изменяется скорость передачи импульса, уменьшается количество нейронов.
И в целом, на фоне депрессии отмечают уменьшение объема гиппокампа и префронтальной коры. Эти изменения способствуют нарушению нормальной связи между этими структурами мозга. И один из результатов такого механизма (хронический стресс – нарушение нейропластичности) – растущий уровень тревоги и страха.