Главный тренер сборной России - о Дзюбе, Соболеве, своей вине и болельщиках ЦСКА:
«Матч ТВ» удалось разжечь огонь на выступлении сборной России и настроить против тренера клубы и общественность. Что было делать Черчесову в такой ситуации?! Можно было закрыться, но этот человек не привык отступать и прятаться. Сегодня его новые интервью вышли сразу на двух известных ресурсах. Для издания Sport24 с Черчесовым беседовал Илья Казаков, для РИА-новости – Артем Дооздов и Александр Калмыков. Не будем разделять ответы, пусть все выглядит, как единое целое:
- По окончании матча в Турции, даже несмотря на поражение, никто не мог бросить камень в огород национальной команды. Почему все говорят о чувствительной пощечине от сербов, но при этом никто не хочет вспомнить матч в Стамбуле, в котором сборная выглядела очень солидно, несмотря на то, что две трети игры ей пришлось действовать в меньшинстве?
- Сразу совпали несколько факторов. Во-первых, поражение в Белграде получилось достаточно болезненным. Во-вторых, именно матчем с Сербией мы прощались с нашими болельщиками до весны, ну и в третьих, мы не выполнили поставленную задачу, так как не смогли занять первое место в группе и пробиться в дивизион А Лиги наций.
- Ну и бог с ней, с этой Лигой наций. В конце концов, этот турнир был придуман для того, чтобы упорядочить проведение товарищеских матчей. Впереди чемпионат Европы, об этом нам всем необходимо думать в первую очередь.
- Во-первых, нельзя так говорить: "Бог с ней, с этой Лигой наций". Мы - спортсмены. И всегда хотим побеждать. А во-вторых, раз случилось такое поражение, мы обязаны его принять, проанализировать и идти дальше. Ну и вполне естественно, что некоторые "доброжелатели", просидевшие два года на голодном пайке, наконец-то смогли воспользоваться ситуацией в своих целях. Но здесь нашла коса на камень, потому что и мне было необходимо извлечь максимальную пользу из случившегося. Разница лишь в том, что я делал и делаю это не для собственной выгоды, а исключительно ради интересов команды.
- Какие действия вы собираетесь предпринять в первую очередь?
- Определенный посыл мне удалось сделать во время телеинтервью. Пускай и чересчур эмоционально, но я постарался сделать так, чтобы все поняли, что футбол не обманешь. Для того чтобы двигаться вперед, каждый из нас должен хорошо понимать, кто он, что из себя представляет и на каком месте находится. Ни в коем случае нельзя себя недооценивать, но и переоценка своих возможностей сильно вредит общему делу. Найти правильный баланс – это и есть одна из главных совместных задач тренерского штаба и футболистов.
— Вы дали резонансное интервью несколько дней назад. С какими эмоциями вы шли в студию и ожидали ли вы такой неоднозначной реакции? Как кажется, люди до конца не поняли, что вы хотели сказать.
— Я сам туда напросился, потому что хотел живой эфир. И сам попросил, чтобы был Губерниев. Хотелось, чтобы наша беседа была не сфабрикованной, а живой и эмоциональной. Рассчитывал, что будет эмоциональный разговор — и что-нибудь мы вскроем. Мы после каждого сбора общаемся, и когда спокойно говоришь — это так и воспринимается. А когда добавляешь в разговор эмоций, драйва и нерва, то тогда — да, до наших болельщиков и журналистов что-то доходит. Поэтому что по большому счету хотел, то и получил.
После него мы еще все обсудили. Конечно, были эмоциональные разговоры. Переговорили с Денисом Казанским. Он пригласил меня на передачу, которую ведет вместе с Сычевым. Но сказал, что пока не приду, у нас игры, надо готовиться к чемпионату Европы. А попозже на чай приду. Я почти все передачи смотрю, они достаточно интересные. Но там надо рассказывать истории, а я пока хочу заниматься насущными делами.
— Защитил ли вас как-то РФС после этого эфира?
— Во-первых, меня не надо от чего-то защищать. Есть результат, за который отвечает тренер. Я подвергся критике, по-моему, абсолютно справедливо. В этом плане вопросов не должно быть. Критика бывает и после победных матчей, а после поражений, тем более таких резонансных, это нормальное явление. Это тот случай, когда все стрелы заслуженно попали в меня.
- Вы читаете, что про вас пишут? Неужели вас, человека сверхэмоционального, никак не задевает откровенная грязь в СМИ или моменты, когда сборную в блогах и соцсетях называют не национальная команда, а "команда друзей Черчесова"?
- Я прекрасно понимаю, что кто-то действует от незнания, кто-то – специально сотрясает воздух. Вполне допускаю, что третьи работают по заказу. Но осуждать никого я не буду, так как моя работа тоже подразумевает выбор. Вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Так и в оценке работы тренерского штаба и игры нашей сборной у каждого свой выбор.
- Кстати, футбольные клубы ЦСКА и "Спартак" тоже выступили с публичными заявлениями, в которых выразили претензии сборной. ЦСКА на сайте намекает, но не подписывается, что тренер сборной — физрук. Это для вас оскорбление?
-— Не до конца понимаю вопроса, в чем проблема. Это хорошая профессия. Повторю: я не вижу вообще никаких проблем, говорю искренне.
Что касается ЦСКА, то в чем-то даже хорошо, что клуб не остался равнодушным к моим словам. Хотя я не упоминал в ответах название клуба, да и фамилии игроков так называемого "золотого актива" были произнесены ведущим. Но это частности. Я и с руководителями клубов, и с тренерами на контакте, всегда готов ответить на любые вопросы. Вот с Виктором Гончаренко говорил пару дней назад, в том числе и о Чалове. С Мурадом Мусаевым обсудили состояние Сафонова во время тренерского семинара, организованного академией РФС.
- Почему вы не стали говорить о не совсем удачных действиях футболистов сразу после матча с Сербией?
- Это принципиальная позиция. Только тренер отвечает за результат. Но и опыт подсказывает, что нельзя ни в коем случае предъявлять претензии игрокам сразу после матча.
- В СМИ регулярно идут разговоры об уровне чемпионата РПЛ. Мнения разнятся. Одни говорят, что профессиональный футбол в России очень слаб и твердят при этом о неудачном выступлении наших клубов в еврокубках. Оптимисты, кивая на плотность в таблице, наоборот, твердят, что наши дела не так уж и плохи. А что по этому поводу скажете вы – человек, который использует внутренние кадровые ресурсы в борьбе на самом высоком международном уровне?
- Мы в недавнем телеэфире не зря показывали таблицы. Но я могу повторить. Роман Зобнин в матче против "Динамо" летал по полю. Забил гол, был признан лучшим игроком. Но ничего не бывает просто так. Он отыграл матч с турками, на игру против Сербии не вышел из-за дисквалификации. Получается, что Рома, будучи в сборной, находился в привычном недельном цикле. А дальше начинается самое интересное. Мы не просто так порой оперируем цифрами. И о чем они нам говорят? Его показатель спринтерского метража в игре против "Динамо" был равен 107 единицам. А в Стамбуле за 80 минут он набегал 264 метра. Разницу посчитайте сами! А сразу после этого постарайтесь представить и понять, какой объем работы необходимо переварить ребятам из внутреннего первенства, чтобы они могли соответствовать уровню, на котором выступает сборная, и сколько времени нам, тренерам, нужно, чтобы эту работу провести.
— Вы часто говорите о количестве спринтов в команде, как это важно. Есть мнение, что статистика спринтов вообще ничего не говорит об интенсивности игры. И намного большее, чем у соперника, число спринтов говорит только о том, что у команды плохая структура игры и приходится таким образом латать дыры, когда футболист совершает такой рывок. Вы говорите о том же?
— Мы, наверное, не об одном и том же говорим, потому что интенсивность игры зависит от того, на какой скорости и с какой частотой ты играешь. Если ты один спринт за один час делаешь — это не интенсивность, а если сто за один час — то это уже другая... Здесь не согласен, даже объясню почему. Чтобы не быть голословными, у «Лацио» плохая структура игры?
— Судя по счету, не очень.
— Я это и хотел сказать. Играют «Лацио» и «Зенит», и «Лацио» на 600 метров спринтовой работы вообще и в частности сделал больше, чем «Зенит». Это о чем говорит? Что у них плохая структура? Кстати, и «Севилья», но там, конечно, меньше дистанции, тоже пробежала больше, чем «Краснодар». И та, и та команды выиграли — значит, со структурами у них нормально. И я не говорю, что количество спринтов является критерием хорошей игры. Во-первых, спринты надо делать вовремя, потому что в футболе есть такое понятие, как «тайминг», можно бегать куда угодно, но не туда. Другое дело, если готовность есть, ты правильно готов и можешь эту работу выполнить.
— Все ждали, а вы планировали, что Сафонов сыграет один из матчей на этом сборе?
— Естественно, планировали. Другое дело — мы внимательно смотрим, кто в каком состоянии приезжает, кто сегодня готов сыграть. На него выпала большая нагрузка — много матчей и в чемпионате, и Лиге чемпионов. Тоже, кстати, с этими травмированными, ковидными сыграли. В «Краснодаре» понимают, о чем говорю.
Сафонов был немного подуставшим, а к Турции уже плюс-минус выглядел соответствующе. Мы с ним, конечно, на эту тему разговаривали, он все знает, был у меня в номере с Гинтарасом Стауче. Когда произошла эта ситуация, мы пожелали ему скорейшего выздоровления, определенные напутствия он от нас получил. Он точно знает, чего и как мы ждем.
-Не жалеете ли по прошествии времени, что не вызвали на последний в этом году сбор Артема Дзюбу?
- Нет, но решение далось мне нелегко.
- Вы сами общались с ним сразу после того, как случилась вся эта история?
- Получилось так, что все произошло за день до начала сбора национальной команды. Плюс ко всему, вечером "Зенит" играл календарный матч чемпионата РПЛ. В том, чтобы вести с Артемом разговоры за жизнь, не было никакой надобности и возможности.
— Казалось, что вы предали Дзюбу, чуть ли не отреклись от него.
— Ну как же мы предали Дзюбу, если мы сразу же пошли на контакт? И когда он вечером гол забил «Краснодару», может быть, это ему и помогло, чтобы он не в прострации какой-то был. Он знал нашу реакцию и спокойно готовился к игре. Он знал, что в сборной все знают и главный тренер просил передать приветы и чтобы спокойно готовился. Когда пару дней назад мы разговаривали — естественно, разговор мы передавать не будем, — как он сам сказал, по-отечески я его немножко пригладил. Ответ у меня достаточно четкий: в марте здоровый Дзюба у нас на поле — капитан команды.
Эйфория после удачного выступления на домашнем чемпионате мира, которая шлейфом продолжает тянуться за российской сборной, в нынешних условиях вам больше помогает или мешает?
- Забудьте об этой эйфории. Ее больше нет.
Все картинки и видео взяты из свободного доступа сети Интернет.
Понравилось? Подпишись (новые материалы публикуются регулярно)! Поставь лайк!
Вам также могут быть интересны и другие мои статьи:
РПЛ- 16 тур, итоги: «Трое в лодке….» Или кого-то еще забыли посчитать?
РПЛ- 16 тур. «Автобус» –Лига? «Ростов» не согласен!
Назад в 90-е. Почему Евгений Гинер позволяет своему клубу травить Черчесова?
«Атлетико» - «Локомотив» -0:0. «Мы ехали сюда за победой!» Команда Николича продолжает удивлять.