Найти тему
Тренер из Будущего

Анализ спортивных профессий и каковы плюсы, и минусы различной тренерской работы.

"Мало быть специалистом, нужно еще быть востребованным специалистом"

Приветствую, мои читатели!

Сегодня решил обнажить свое видение на популярность или непопулярность, как таковых, некоторых спортивных профессий, допустим тренеров по видам спорта или о престиже специальности - учитель физической культуры, или инструктор по лечебной, адаптивной физкультуре, а также какова особенность должности тренера по виду восточных единоборств?

Хотя две предпоследние специальности: Инструктор адаптивной или лечебной физкультуры имеют практически разные по технологии задачи, хотя по структуре вроде как похожие, совмещенные по смыслу профессии.

Лечебная физкультура, это специализация в большей степени относится к категории медицинских профессий, хотя на переобучение по данной специализации принимают лиц с обычной физкультурно-спортивной подготовкой, хотя в требованиях некоторых учебных заведений оговаривается критерий по условиям приема на обучение ЛФК (лечебная физическая культура), где принимаются лица хотя бы с базовым медицинским образованием.

Ну, начну с того, что я сам стал по официальному статусу учителем физической культуры и спорта, когда поступил на работу в общеобразовательную школу в возрасте аж 42 года! Поздний возраст, для такой плодотворной работы, а уж тем более с нашим подрастающим поколением.

-2

Да, именно в эти годы я окончил заочно физкультурно-спортивный факультет своего местного Гос.Университета. Хотя до этого перелопатил столько специальной литературы в области спортивной подготовки и спортивной медицины, что можно было бы получить до этого возраста целых 2-диплома. Но, увы за самообразование у нас дипломы не выдают.

Потому, я по вынужденным обстоятельствам, работая всю жизнь в спортивной сфере, где первый мой дебют был в спортивном клубе нашего города, где я обнародовал себя, как инструктор по Вовинам Вьет Во Дао, дальнейшая вторая моя должность была в качестве инструктора по физической подготовке личного состава роты ОМОНа.

Затем, когда я уже ушел с правоохранительных органов на гражданку, то уже как профессиональный спортсмен в области единоборств, я открыл для расширения своей деятельности в плане пропаганды и развития вьетнамского боевого искусства Вовинам Вьет Во Дао, региональную общественную организацию по данному виду вьетнамской борьбы и это все было еще, без наличия высшего образования в области физкультуры и спорта!

Да, да, в связи с тем, что в 23 года, я впервые начал заниматься восточными классическими единоборствами. До этого, я вообще не занимался в детстве никакими видами спорта, то есть совсем. Но зато, много было активной физической деятельности в форме подвижных дворовых игр, также включая и дворовый футбол, а в зимний период - хоккей.

Учится по спортивной профессии в то время я не мог, так как работал в совершенно не спортивной сфере после срочной службы в Советской Армии, а наоборот в химической промышленности, дабы по молодости еще не понимая своих внутренних посылов в сторону сильных увлечений помимо нелюбимой работы, я стал посещать занятия в местной секции каратэ-до, ведь тогда я с упоением 2-года отзанимался одним из видов каратэ-до стиль Шотокан.

-3

Я каждый день мечтал стать тренером по каратэ-до, представлял каждый день, как я выхожу в зал и на меня с упоением смотрят десятки учеников.

Когда, я поехал по своему желанию учиться на курсах по обучению подготовки инструкторов вьетнамского боевого искусства Вовинам Вьет Во Дао, а это был 1991 год , я думал, что получу корочку (удостоверение) инструктора по данному направлению и я буду считаться полноценным специалистом для работы в данной области преподавания.

Ведь в то время не было еще учебных учреждений, допустим как сейчас, которые выпускают непосредственно узкопрофильных специалистов в области восточных единоборств.

-4

Я знаю, что первое учебное заведение по подготовке специалистов в области восточных классических единоборств открылось в Севастополе в 1994 году, тогда она называлась Международная Академия боевых искусств, то есть там на коммерческой основе обучали студентов, адептов различных видов классических единоборств с выдачей диплома о высшем спортивном образовании с квалификацией тренер-преподаватель по каратэ-до!

Кстати, мой знакомый коллега из соседнего районного отдела ОВД все таки закончил обучение в данной Академии и получил по тем временам престижное спортивное образование.

Я поступил в ту Академию, подал документы, приемная комиссия дала добро на обучение, но увы издержки службы в ОМОНе не дали мне учится безболезненно в связи в некотором плане с алчными и навязанными догмами о сверхвысокой задаче неустанно жить только в этой казенной системе труда, без сна и отдыха!

Я не буду вдаваться в подробности, где хорошо, где плохо, но потому прошедшему времени, что-то меня все время останавливало, я все время учитывал мнение своего руководства, но только не свое личное.

-5

С каждым годом, я все больше и больше читал и изучал много различной литературы по различным системам оздоровления Востока, посещал различные занятия по другим видам единоборств, таких как кикбоксинг и боевое самбо. Вообщем, мне нравилось заниматься данными системами физического самосовершенствования человека, но как - то не хватало какой -то смысловой гаммы: -"Для чего все это и где я это смогу реализовать, превратить это все в свою любимую работу, профессию"?

Но, я не понимал в то время, что без высшего или хотя бы среднего базового спортивно-физкультурного образования невозможно полноценно чувствовать себя тренером того или иного вида спорта или данного единоборства.

Проездив практически первые два года по случаю обучения на курсах подготовки инструкторов вьетнамского боевого искусства, я получил свою долгожданную корочку инструктора по Вовинам Вьет во дао, и пришел устраиваться на работу в спортивный центр нашего города, который был учрежден и создан нашим хим.заводом, где я отработал 3-года обычным аппаратчиком.

И представляете в то время, в начале 90-х годов, когда был бум восточных единоборств, меня директор данного спортивного центра взял к себе на работу в качестве инструктора по работе с платными оздоровительными группами, только лишь по одной единственной корочке со специальностью инструктора Вовинам Вьет Во Дао (вьетнамское боевое искусство) даже с отсутствием профильного спортивного образования по диплому!

То есть, у меня было на то время образование от профтехучилища, с выдачей диплома по рабочей специальности, вот и все мои заслуги, того времени.

И вот по прошедствию того времени утекло как говорится много воды, нужной и не нужной, но как говорится, у каждого своя дорога к познанию самого себя и для чего ты в этом мире, какова твоя задача, как личности, в чем твое предназначение.

-6

Кстати, когда я с периода 1989 года стал на путь изучения восточных систем совершенствования человека, пройдя все этапы образования, как в юридической сфере, так и в сфере медицинской и спортивно-физкультурной подготовки, то уже подойдя к рубежу 2020 года, у меня начиная с периода 2012 года появился Диплом высшего физкультурно-спортивного образования, плюс диплом о переподготовке по специализации Инструктор ЛФК (лечебная физическая культура).

Вообщем, я успел поработать после службы в силовых структурах МВД, учителем физкультуры в общеобразовательной школе, потом я работал инструктором по спортивной работе в одном из сельских поселений Краснодарского края, до этого я был около 11-лет Президентом ОО "Ставропольская краевая федерация восточного боевого единоборства Вовинам Вьет Во Дао", далее работал в Белоруссии учителем физической культуры и здоровья, вернувшись домой на родину, я поехал на работу в г. Пятигорск, Ставропольского края, и поступил на работу в качестве инструктора ЛФК в один из санаториев.

-7

Кстати, место работы именно в этом Санатории мне нравилось, чистый уютный зал для занятий ЛФК, нетрудоемкий график работы, но к сожалению не устраивала маленькая заработная плата инструктора ЛФК с установленными нормами оплаты труда по данной категории профессий. Я там был, как приезжий специалист из другого города и мне приходилось снимать самому жилье, которое мне тоже стоило немаленьких денег на каждый месяц оплаты.

Вообщем, проработав около года, мне пришлось уехать обратно домой в свой маленький город. Нет, есть конечно и частные санатории, где заработная плата гораздо привлекательная по сравнении с бюджетными учреждениями. Но, устроится на работу получилось лишь только в один бюджетный Санаторий.

Вообщем, хочу обобщить и подвести итог, в какой профессии мне чувствовалось более комфортно и почему.

-8

Итак, я работал в обычной полной общеобразовательной школе учителем физической культуры и спорта. На данной должности, я ощутил лишь только рутину, постоянные ограничения в обучение по предмету, боязнь о том, чтобы урок прошел без ЧП (чрезвычайных происшествий), чтобы никто не споткнулся и не ушиб себе чего нибудь.

Потому, причина только одна - это большая масса людей, когда дети занимаются в ограниченном пространстве и конечно же такие условия диктуются определенными мерами безопасности при проведении определенных занятий. Но, иногда и меры безопасности не спасают учителя физкультуры от наступления непредвиденных обстоятельств.

Следующий фактор - это огромная физическая нагрузка на учителя физкультуры, а ну попробуй в пяти шести уроках поделать одни и те же разминочные, подводящие упражнения для того или иного вида спорта, к освоению которого необходимо морально еще подготовить ученика, а это колоссальный труд.

Хотя я видел многих возрастных учителей физкультуры, которые даже свою ногу выше колена не поднимали во время проведения уроков. Полный нонсенс!

-9

Странная технология преподавания была у них, лишь только командами и с помощью опытных учеников в качестве показа, какого нибудь упражнения. Но, это тоже искусство, так грамотно уметь управлять коллективом во время занятий. Правда у меня такая технология полностью отсутствовала, я все сам исполнял и показывал.

Итак, сделаем статистику - анализ престижности профессии учителя физкультуры.

Минусы в работе учителя физкультуры:

1. Ограничение по методам преподавания своего предмета, зависящее от реализации образовательного стандарта, наличия материально - технической базы школы, как раз в моей школе с инвентарем всегда был затор, вечная нехватка нужной спортивной атрибутики.

Потом, занятия проводятся строго по утвержденному годовому плану, согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Закон об образовании в Российской федерации. Программа по обучению физической культуре в школе не менялась с 1932 года, что очень печально и грустно осознавать!

В этом пункте, можно пояснить по простому, ведь никуда в сторону нельзя отклоняться, то есть, по желанию что-то преподать от себя, внести какие-то изменения в те или иные методы отработки тех или иных упражнений занесенных в программу обучения.

2. Физическая перегрузка в плане 5-6 дневной часовой недели, в которой идет постоянная, многократная индивидуальная демонстрация техники по заданной программе обучения для различных классов. Каждоурочная подготовка инвентаря к данному виду занятий, а это дополнительное время и силы и делается это все во время перемены, то есть, когда есть пауза между уроками.

В этом пункте, можно пояснить так, учитель физкультуры постоянно повторяет одну и ту же разминку, чтобы разогреть и подготовить мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую систему учащихся для проведения основных занятий по отработке различных техник по видам спорта.

Далее, потом идет основная часть урока, где учитель физкультуры также демонстрирует технику той программы, что задана в четверти. Ведь это все колоссальная физическая нагрузка.

Представим, что сегодня шесть уроков физкультуры по разным классам и в каждом уроке, есть подготовительная часть, куда включаются разминочные, подводящие и основные упражнения, с помощью которых ученику легче осваивать те или иные базовые техники данной программы обучения.

На разминочную часть отводится обычно около 10-15 минут, далее основная часть урока, это 20-25 минут, где осваиваются уже техники по виду того или иного спорта или ОФП. Получается 30-35 минут учитель постоянно двигается без отдыха каждый урок. Получается, если 6 - уроков по 35 минут двигательной активности, то выходит около 210 - минут в один день (3,5 часа непрерывной физ.нагрузки), в которых учитель физической культуры активно перегружает свой организм.

Потому в этой профессии желательно работать в активном молодом возрасте, примерно с 22 до 40 лет, когда еще более менее метаболизм работает в активной фазе.

То есть идет опасная тенденция ведущая к перетренированности и в дальнейшем к хронической усталости из-за износа сердечной мышцы. Это серьезный сигнал задуматься о смене трудовой деятельности. Но это в основном происходит с учителями физкультуры у которых уже стаж работы превышает 5-10 лет.

Ну, если еще добавить внеклассную спортивную работу, то есть ведение спортивных секций различной направленности по выбору, а это еще 60 минут активной нагрузки по три раза в неделю.

3. Моральная неудовлетворенность по факту безалаберного отношения учащихся к предмету "Физическая культура и спорт", где проявляется нежелание, пассивное отношение к занятиям физкультурой. Дети воспринимают физкультуру, как некий элемент развлекательного характера, используемый в качестве отдыха от остальных предметов школы.

В этом пункте, можно пояснить так, учитель физкультуры постоянно борется с непониманием к своему предмету, старается привить пользу и практическое значение своего предмета для дальнейшей жизни, необходимое для выживания в нашем социуме, где требуется отменное физическое и психическое здоровье. А ведь укрепление волевых качеств человека, его способности адаптироваться под различные условия проживания в социуме, именно это и дает физическая культура и спорт, и никак иначе.

4. Колоссальная, бумажная работа связанная с постоянным мониторингом оценочной статистики в области успеваемости по предмету каждого ученика. Это постоянное каждодневное ведение различных журналов, отчетов, поурочных планов, оценочных листов и т.д.

В этом пункте, можно пояснить так, учитель физкультуры занимается в основном статистической отчетностью по своей работе, а это около 60% от своей преподавательской деятельности. я считаю, что очень много ненужной бумажной, оформительской работы, ну, а как же требуемый упор на более интенсивное преподавание своего предмета, времени на ведение практических занятий становится все меньше или уроки проводятся в урезанном ненадлежащем качестве.

Я когда приходил домой с уроков, еще заполнял около 3-часов различные журналы, а особенно был караул))), когда конец четверти полугодия или тем более года, то там еще и мониторинг успеваемости к концу учебного года составляешь, а это неучтенное дополнительное время вне работы.

5. Относительно низкая заработная плата и это очень понижает ценность этой профессии, то есть ее нужность для общества.

Плюсы данной профессии:

1. Плюс, здесь только один в этой сфере деятельности - это трамплин для построения дальнейшей спортивной карьеры, как будущего допустим ведущего тренера по выбранному любимому виду спорта в престижном Спортивном Комплексе или Центре.

Вот и подумайте, а стоит ли Вам становиться учителем физической культуры и насколько этой идеей горит ваша мотивация?!

-10

Далее, разбираем специальность - Инструктор ЛФК:

Плюсы этой профессии:

1. Это востребованность, престижность данной профессии всегда и везде, любые центры социального и медицинского назначения с руками и ногами возьмут к себе данного специалиста из этой области.

2. В этой профессии условия труда гораздо более аристократические и щадящие по сравнению с работой учителя физкультуры в школе. Инструктор ЛФК работает в некоторых случаях индивидуально, непосредственно с каждым пациентом по результатам диагностики того или иного заболевания, где проводится отдельная работа по реабилитации той или иной функции организма или отдельного органа на результат полного или частичного оздоровления, с возможностью
восстановления всех функций организма для стабильной, полноценной деятельности человека.

-11

3. Здесь в этой работе больше преобладает творческий подход по реализации программы оздоровления и восстановления организма после болезни или перенесенных травм.

Минусов в этой профессии практически нет, возможен только один минус - неправильно подобранная методика лечения того или иного диагноза болезни.

Может, кто-то захочет по желанию высказать свою точку зрения насчет минусов профессии Инструктора по ЛФК.

Далее, рассмотрим еще одну более актуальную должность - это тренер преподаватель по восточному классическому единоборству, по любому из видов.

Я разделяю единоборства на классические и неклассические или так сказать традиционные и нетрадиционные, где различия заключаются в том, что к когорте классических единоборств примыкают все виды боевых искусств зарожденных на Дальнем и ближнем Востоке, в странах Юго-восточной Азии (Таэквон-до, Каратэ-до, Джиу-джитсу, Айкидо, Ушу, Вовинам Вьет Во Дао, Каларипаятту, Тайский бокс, Пенчак - силат и т.д.) ведь в основе этих единоборств лежит тонкая система методов и знаний заключенная в одну проработанную систему психофизического развития человека как личности.

К нетрадиционным единоборствам, в которых нет аутентичности передачи главных знаний о человеке, к нетрадиционным, неклассическим единоборствам или видам боевых единоборств можно отнести наши российские системы и стили рукопашного боя, самбо в его двух разновидностях, также и другие современные системы рукопашного боя разных европейских источников происхождения, которые образовались лишь как прикладная система самозащиты, но никак всецело развивающая система знаний о комплексном развитии самого человека.

На востоке, это учитывалось в первую очередь - была последовательность в обучении, сначала на первом месте был человек, как великая субстанция этого мира, а потом только познание боевого искусства.

Возьмем, для примера должность тренера по каратэ-до.

Плюсы работы в данной профессии:

1. Престижность и востребованность данной специализации на общероссийском пространстве идет в разрезе около 43 % нужности данной специализации на рынке труда в спортивной сфере деятельности, да и в СНГ, я думаю тоже.

-13

2. В данной работе, тренер занимается только своей узкой специализацией по преподаванию всем желающим ученикам своего любимого искусства борьбы.

3. Данный вид восточного единоборства, как и другие его виды, включает в себя полноценное развитие человека как личности, со всеми вытекающими результатами по освоению всех физических качеств человека для полноценной его жизнедеятельности.

4. Привлекает людей к практической и актуальной задаче овладеть необходимыми методами самозащиты для уверенного нахождения человека в любом социуме, тем самым взращивая в человеке все основные добродетели.

Минусы данной профессии:

1. Высокий травматизм при занятиях всеми видами восточных единоборств.

2. Низкий возрастной порог входа для овладения данной специализацией, ведь желательно освоить всю основную технику этого единоборства до 20-летнего возраста, что во многом совершенно нереально для нашего взрослого населения, где некоторые пытаются осваивать восточные единоборства впервые в очень преклонном возрасте, что является очень тяжелой задачей для зрелого организма с неподготовленной сердечно-сосудистой системой и опорно-двигательным аппаратом.

Ведь при правильном развитии этих двух вышеприведенных составляющих лучше будет осваиваться техника и выполняться все технические действия при более комфортном самочувствии в плане лучшей реализации, освоения техники восточной борьбы вашими учениками, того или иного вида единоборств.

Лучше всего конечно же, овладевать необходимым арсеналом той или иной школы единоборств, желательно в достаточно молодом возрасте, когда закладываются в растущий организм определенные физические навыки, привычки движения тела и это все идет максимум до 35 лет, начиная с 6 - 7-летнего возраста, хотя возрастного потолка для освоения любого вида борьбы на востоке не существует.

Но, ведь только в таком возрастном цензе можно довести свою физическую форму до совершенной кондиции, как показателя мастерства данного учителя по каратэ-до или другому виду восточного единоборства.

В более позднем возрасте, тяжелей будет осваивать сложно - координационные техники данного вида восточных единоборств, хотя польза в любом случае от таких занятий все равно будет неоценима и организм получит большую перестройку в лучшую сторону.

В заключении, хочу подвести итог и сделать свой вывод и совет для тех, кто изъявит желание на решение учится на ту или иную спортивную профессию и какую бы допустим выбрал бы я по прошедствию трудовой своей практики из моих прошедших лет в спортивной сфере деятельности.

Я бы дал такой совет молодым абитуриентам или только стоящим на распутье трех дорог, куда бы пойти вам учиться с полной душой радости и своего предназначения для получения той или иной спортивной профессии.

Поступая в систему образования для работы в должности учителя физической культуры, я бы советовал идти на работу в школу, всем тем которые любят эту работу, именно работу с детьми, но только сразу после окончания факультета физической культуры и спорта, то есть после получения диплома в молодом возрасте, когда физическое состояние и психика находятся в стабильном, здоровом состоянии. Что я под этим выражением имею ввиду?

-14

В школе, я понял так, нужно работать людям с чистой основой сознания, без всяких строгих, установленных догм поведения человека в обществе, без всяких навязанных стереотипов, нужно четко понимать свой предмет и знать всю методику преподавания по нему, а главное нужно сильно любить эту работу, что не всегда бывает.

Следующая и очень любимая моя профессия - это инструктор ЛФК (лечебная физкультура). Я учился на эту специальность в одном из Белорусских центров подготовки по лечебной физкультуре.

-15

Вот на нее, я рекомендовал бы идти всем желающим или тем кому очень нравятся все оздоровительные методики Востока и Запада, кто любит помогать людям в излечении их тяжелых недугов, вот эта специализация для них будет самой лучшей и главное она востребована на рынке труда во всех структурах учреждений медицинского или социально-реабилитационного назначения.

И последнее сравнение анализа по престижности профессии тренера - преподавателя любого из видов восточных единоборств. Здесь все идет от сердца самого поклонника и адепта боевых искусств, если человек любит до безумия свое увлечение в данной области, то нужно обязательно это развивать и неустанно без прерывно тренироваться и достигать цели, чтобы стать лучшим мастером на этом непростом пути под названием "восточные единоборства".

Ведь это не просто занятия по увлечению души, это я бы сказал образ жизни. Где, человек непросто тренирует тело, через упорные тренировки, но и душу за счет телесных упражнений.

Я на своем примере, конечно же поздно начал заниматься восточными единоборствами, то есть в 21-год я впервые зашел в зал (додзе) каратэ-до, прозанимавшись в нем 2-года, потом через несколько месяцев я перешел на другой вид восточного единоборства, который мне понравился более разнообразным применением техники в разных условиях контактного боя.

Я, занялся непосредственно вьетнамским видом боевого искусства Вовинам Вьет Во Дао и за 18-лет достиг лишь уровня 1-данга. Это из-за того, что были непостоянные тренинги из за условий моей не всегда спортивной жизнедеятельности. Хотя программу подготовки знаю включительно по 2-Данг.

Это я со своей группой учеников в горном спортивном лагере на международном аттестационном семинаре по Вовинам Вьет Во Дао
Это я со своей группой учеников в горном спортивном лагере на международном аттестационном семинаре по Вовинам Вьет Во Дао

Но, увы жизнь не всегда давала те условия проживания, при которых бы я, как специалист по данному виду вьетнамского единоборства, смог бы до конца развивать свои потенциальные природные способности и улучшать показатели освоения техники любимого единоборства. Потому и результаты оказались не совсем удовлетворенные.

Потому, ребята и девчата, пока Вы молоды, энергичны, не теряйте своего ценного времени на реализацию своих лучших способностей в той или профессии по спортивной деятельности.

Не меняйте профессии одна на другую, а наоборот, старайтесь выбрать только одну любимую специализацию и развивайтесь в ней с упоением в достижении лучших результатов своего профессионального мастерства!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Лайки ставить или не ставить дело сугубо личное, это все исходит от сердца, все идет от индивидуального, внутреннего посыла каждого человека к любой информации и оценочного отношения к ней.