(4 Царств 2:19–25; 8:4)
Работа Елисея в большой степени находится в тени яркого служения Илии. В Новом Завете Илия упоминается более тридцати раз, в то время как Елисей — только единожды (Лк. 4:27). Учителя и проповедники часто говорят «Илия», имея в виду «Елисея» (и со мной такое случалось). Многие даже представления не имеют о диапазоне служения Елисея, масштабе совершённых им чудес и том влиянии, которое его жизнь оказала на его современников. Он служил гораздо дольше Илии. (Если включить те десять лет, когда он ходил в учениках Илии, то продолжительность его служения составляет полвека). Более того, считается, что Елисей совершил вдвое больше чудес, чем Илия.
Однажды слуга Елисея Гиезий пришёл к царю Израиля. Возможно, к нему его послал с вестью сам пророк. Царь сказал Гиезию: «Расскажи мне всё замечательное, что сделал Елисей» (4 Цар. 8:4). Если бы там присутствовал Елисей, он бы поправил правителя: «всё замечательное, что сделал Бог». Ведь это Бог наделил Елисея силой делать все эти замечательные дела.
Многие замечательные дела Елисея можно охарактеризовать как «чудеса помощи». Посредством этих чудес пророк, похоже, передавал своим соотечественникам весть, что Бог заботится о них. Временами, однако, работа Елисея была не такой светлой. По своим личностным качествам он отличался от Илии, но мы не должны думать о нём как о пророке, «приятном во всех отношениях». Когда народ не покорялся Всемогущему, через Елисея Бог наказывал его. Поэтому следует понимать, что весть Елисея было двоякой:
• Почитай Бога, Его вестника и Его весть — и будешь благословлён.
• Не будешь почитать Бога, Его вестника и Его весть — и будешь проклят.
В этом уроке мы рассмотрим два из самых первых чудес Елисея. Очевидно, они были отобраны Святым Духом для того, чтобы продемонстрировать эти две упомянутые выше вести.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПОЧИТАЮЩИХ: ОЗДОРОВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКА (4 Цар. 2:19–22)
Предыдущий урок мы завершили на том, как Елисей высказал упрёк пятидесяти сыновьям пророков, которые напрасно искали Илию. После этого случая Елисей, видимо, оставался в Иерихоне, ожидая увидеть, каких действий хочет от него Бог. Вскоре такая возможность представилась: к нему пришли горожане с просьбой (ст. 19). Елисей уже имел репутацию человека, к которому можно запросто прийти и обратиться в трудные времена. Богу и сейчас нужны такие люди.
Проклятие
«Вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой» (ст. 19), — начали свой рассказ люди. Иерихон располагался в южной части Иорданской долины, километрах в пятнадцати к северо-западу от устья Мёртвого (Солёного) моря. Город вырос вокруг одного из самых больших источников пресной воды в Палестине (сейчас называемого Айн эс Султан); это был оазис посреди унылого пейзажа. «В тени пальмовых рощ [Втор. 34:3] и смоковниц [Лк. 19:4], напоённый ароматом благоухающих растений… с панорамой Моавских гор вдали, Иерихон и впрямь был “хорошим” местом» (Ролинсон).
Однако у жителей Иерихона была проблема: «вода нехороша и земля бесплодна» (ст. 19). Еврейское слово, переведённое «нехороша», означает «злой, пагубный». Эта нечистая вода текла, вероятно, из того самого «истока» (ст. 21) пресной воды, о котором мы только что говорили.
Еврейское слово, в ст. 19 переведённое «бесплодная», а в ст. 21 «бесплодие», происходит от слова в значении «выкидыш». Некоторые думают, что это означает бесплодие земли; но, согласно Дональду Вайсману, «это еврейское [слово]… обычно употреблялось по отношению к людям или домашним животным». Поскольку всякое воздействие на землю также воздействует и на жителей этой земли, то загрязнённая вода, возможно, оказывала губительное влияние как на почву, так и на людей.
Загрязнение воды произошло, наверное, в результате двух древних проклятий. Первым было общее проклятие, изречённое Моисеем. Моисей тогда сказал сыновьям Израиля: «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то… все проклятия эти и постигнут тебя» (Втор. 28:15). Вот одно из тех проклятий: «Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих» (ст. 18).
Во-вторых, Иисус Навин изрёк конкретное проклятие после того, как разрушил Иерихон: «Проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город этот Иерихон» (Иис. Н. 6:26). Несмотря на это проклятие, Иерихон всё же был отстроен во время правления царя Ахава (3 Цар. 16:34). Люди проигнорировали Божье Слово, в результате чего страдали жители Иерихона. Круммахер так представил себе эту ситуацию:
«Земля, благодатная для всякой растительности, по плодородию соперничала с самыми продуктивными районами Святой Земли… [Но теперь] пальмы уныло поникли, сады больше не источают свои ароматы, скот чахнет на некогда роскошных пастбищах, овцы рожают раньше времени в овчарнях, а сами люди болеют и рано умирают».
Поэтому жители города и пришли к Елисею с просьбой о помощи.
Оздоровление
Елисей сказал им: «Дайте мне новую чашу и положите туда соли» (4 Цар. 2:20). Почему новую чашу? Наверное, потому что она не была осквернена употреблением в быту (Миллер). Почему соль? Возможно, потому что соль имела отношение к завету израильтян с Богом (см. Лев. 2:13). Сказав это, мы всё равно должны спросить, что общего между новой чашей, солью и очищением воды? Разве соль из старой чаши не оказала бы такого же воздействия на воду, как соль из новой чаши? Жители Иерихона жили всего в пятнадцати километрах от Солёного моря. Они знали, что солёная вода не способствует росту растений, а, наоборот, убивает их. Но даже если бы соль и имела очищающие свойства, если вылить её в источник, она очистит только ту воду, с которой соприкоснётся, и не окажет никакого влияния на воду, постоянно вытекающую из родника. Оздоровление будет кратковременным.
Я считаю, что Бог велел Елисею использовать новую чашу и соль по той же причине, по какой Он велел Моисею использовать ветку дерева, чтобы сделать горькую воду в пустыне сладкой (Исх. 15:22–25) — потому что новые чаши, соль и ветки деревьев не имеют абсолютно никакой связи с тем, хороша вода или плоха. А потому всем должно быть совершенно очевидно, что сила не в действиях человека, а в Боге (см. 4 Цар. 2:21).
Зачем же тогда Бог велел Елисею вообще что-то использовать? Может быть, чтобы показать, что Господь благословляет только тех, кто отвечает Ему верой и послушанием. Елисей не взял чашу и соль сам, а велел сделать это жителям города. А что если бы в ответ они сказали: «Зачем это? Ерунда какая-то!»? Что если бы они отказались принести то, что потребовал Елисей? Вода осталась бы нечистой, и их беды так бы и продолжались.
К их чести, они не стали мешкать и принесли Елисею чашу и соль (ст. 20). «И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: “Так говорит Господь: ‘Я сделал воду эту здоровой, не будет от неё впредь ни смерти, ни бесплодия’ ”» (ст. 21).
Затем автор 4 Царств добавляет: «И вода стала здоровой до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» (ст. 22). Многие авторитеты считают, что эта вода продолжает течь — чистая и холодная — и по сей день. Если вы посетите место, где был древний Иерихон, то вам покажут «родник Елисея» (Айн эс Султан) и предложат напиться из него воды. По словам Т. Маккомиски, этот родник «по-прежнему является важным источником питьевой воды для населения, живущего в окрестностях Иерихона». Бог снова продемонстрировал, что Он — Бог помогающий и исцеляющий (см. Пс. 102:3; 146:3; Ис. 30:26). Если эта земля была проклята (а похоже, так оно и было), то Он снял это проклятие руками Елисея. Те, кто проявил уважение к Его пророку — а значит, и к Нему, — были благословлены. Круммахер нарисовал словесную картину счастья, которое наверняка последовало за этим событием:
«Поля возобновили былое плодородие, люди и животные могли теперь радоваться [возрождению] жизни и энергии. Все следы прежнего разорения исчезли; жители Иерихона исполнились радости, и живая, энергичная активность видна повсюду как в молодом, так и в старом. Одетые в виноградники холмы вновь оглашаются радостными возгласами сборщиков урожая, а пастух, вокруг которого скачут ягнята, отвечает с равнины мелодией своей одинокой свирели. Местные земледельцы с нескрываемой радостью думают о щедром обещании скорого урожая, а путник хвалит… бодрящую свежесть иерихонской воды».
ПРОКЛЯТИЕ НЕПОЧИТАЮЩИХ: РАСПРАВА НАД НАСМЕШНИКАМИ (4 Цар. 2:23, 24)
Тут мы подходим к самому спорному случаю в жизни Елисея: когда медведи напали на детей, насмехавшихся над пророком. Эта история более соответствует горячему служению Илии, нежели деликатному служению Елисея. Спор ещё в значительной степени подогревается тем, что в 2:23 речь идёт о «малых детях» (в Современном Переводе это просто «дети»). Нередко можно услышать поток слов сострадания к «этим бедным, милым, невинным детишкам».
Мы ещё поговорим о том, действительно ли это были невинные дети — а сейчас подумаем, почему Святой Дух вставил эту историю в жизнеописание Елисея. Возможно, чтобы доказать, что Елисей вправду был святым представителем Бога. Он был отзывчивым и внимательным к другим, но это не означало, что он был слабым. Его, Божьего представителя, должны были уважать. Те, кто оскорблял его, подвергали себя немалой опасности.
Неуважительная насмешка
Эта история начинается так: «И пошёл он [Елисей] оттуда [из Иерихона] в Вефиль» (ст. 23). Дорога от Иорданской долины в гористую местность, где стоял Вефиль, шла круто вверх и была длинной. Несколькими днями ранее Елисей и Илия посетили там школу проповедников, и ученики знали, что Илия будет «вознесён» (см. 2:2, 3). Елисей, возможно, хотел рассказать сыновьям пророков в Вефиле, как именно это произошло.
Вефиль был священным местом в истории Израиля. Там Иаков увидел во сне лестницу до неба. После этого он назвал это место «Вефиль». По-древнееврейски «Вефиль» состоит из слова, означающего «дом», и одного из наиболее распространённых обозначений Бога (эл [ил]). Таким образом, это название означает «дом Бога» (Быт. 28:10–19). К сожалению, из Божьего дома он превратился в нечестивое пристанище идолопоклонства. Царь Иеровоам поставил в Вефиле золотого тельца и сделал город центром идолопоклонства в северном царстве Израиле (3 Цар. 12:26–33; см. Ам. 3:14; 4:4, 5).
Когда Елисей приблизился к Вефилю, «малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: “Иди, плешивый! Иди, плешивый!”» (4 Цар. 2:23). Заметьте, что в Современном Переводе сказано не «малые дети», а просто «дети». Употреблённое здесь еврейское слово в Ветхом Завете часто используется в значении «молодые мужчины». Единственное число этого слова употреблено по отношению к Иосифу, когда ему было за тридцать (см. Быт. 41:12). Это же слово употреблено по отношению к жнецам Вооза (Руф. 2:15), Авессалому (2 Цар. 18:5), Иеремии (Иер. 1:6, 7) и воинам Ахава (3 Цар. 20:14). Большинство толкователей считает, что «детям» из 4 Цар. 2 было между двенадцатью и двадцатью. Не думайте о них как о шаловливых ребятишках. Это были злые парни, получавшие удовольствие от запугивания Божьего пророка. Для описания таких молодчиков у нас есть свои термины: «шпана», «бандиты», «хулиганы», «молодые головорезы», «малолетние преступники» и тому подобное. Здесь речь не о детском простодушии; это были взрослые люди, отвечавшие за свои действия.
Нарисуйте себе всю картину. Очевидно, до Вефиля дошла весть, что в город направляется Елисей. Новость распространилась среди уличных хулиганов, малолетних головорезов, которым делать больше ничего, как только влезть в какую-нибудь неприятность. Когда пророк приблизился к городу, вся эта шпана высыпала из ворот. Позже в этой истории (4 Цар. 2:24) приводится цифра «сорок два»; это, наверное, лишь часть насмешников. (Я допускаю, что много этих парней позже смогли убежать от медведиц). Толпа могла исчисляться сотнями. В детстве надо мной часто насмехались. Возможно, вам это тоже знакомо. Представляете, что это такое — толпа численностью в несколько сотен молодчиков, следующих за вами и поднимающих вас на смех? Это любого напугает!
Шайка малолеток кричала Елисею: «Иди, плешивый! Иди, плешивый!» Некоторые видят в этих словах намёк на вознесение Илии, что народ якобы узнал об этом, и молодые люди как бы выражали недоверие: «Ты говоришь, что твой учитель поднялся в небеса? Ну так и ты отправляйся туда же». Но учитывая, что здесь употреблено то же слово, что и в начале стиха 23 по отношению к путешествию Елисея из Иерихона в Вефиль, то они, наверное, просто говорили Елисею: «Не останавливайся здесь. Иди своей дорогой!» Как бы там ни было, они говорили Елисею, что в Вефиле его никто не ждёт.
Они назвали Елисея «плешивый» (в Современном Переводе «лысый»). Я подшучиваю над своей лысиной, но меня всё равно слегка передёргивает, когда я слышу высказывания по поводу блеска моей головы («Я чуть не ослеп от сияния»). Однако то, что в наши дни просто весёлая шутка, в дни Елисея было серьёзным оскорблением. По словам учёных, лысина среди иудеев была редкостью и в глазах некоторых считалась постыдной (см. Ис. 3:17, 24).
Конечно, точные слова парней не столь важны. Вы, наверное, видели детей, подростков или взрослых, столпившихся вокруг беспомощной жертвы и высмеивающих её. Если да, то вы знаете, что не так жалят слова, как ненависть и злоба на лицах и в голосе.
Пророки осуждали идолопоклонство Вефиля (см. 3 Цар. 13:1, 4); и вот теперь хулиганы этого города выплеснули свою злость на Елисея. Мэтью Генри высказывает мысль, что «эти дети говорили то, чему были научены; они научились от своих родителей-идолопоклонников обзывать людей отвратительными словами и сквернословить, особенно в адрес пророков. Эти молодые [петушки]… кукарекали в подражание старшим». Некоторые родители и сегодня учат своих детей — словами, поступками и отношением — ненавидеть других, особенно людей иной национальности, иного цвета кожи или иного положения в обществе. Благословен ребёнок, наученный родителями, что все люди сотворены по образу Божьему (Быт. 1:26, 27; 9:6; см. 1 Пет. 2:17).
Главная проблема состояла в том, что эти молодые люди не научились уважать. Они не уважали старших. Они не сочувствовали тому, что считалось слабостью. В них не было уважения к пророку Божьему. Их общая непочтительность исходила из неуважения к Самому Богу.
К сожалению, грех непочтительности существует и сегодня. Некоторые дети непочтительны со своими родителями (см. Еф. 6:1–3), а некоторые родители не уважают своих детей (см. Еф. 6:4). Некоторые жёны не уважают своих мужей (см. 1 Пет. 3:1–6), а некоторые мужья не уважают своих жён (см. 1 Пет. 3:7). Некоторые работники не уважают своих начальников (см. 1 Пет. 2:18; Еф. 6:5–8), а некоторые начальники не уважают своих работников (см. Еф. 6:9). Некоторые не уважают собственность других — о чём свидетельствуют кражи и вандализм (включая надписи и рисунки на стенах домов) (см. Рим. 13:9). Некоторые не уважают доброе имя других и потому распространяют сплетни и клевету (см. 1 Пет. 2:1). Откуда такое повсеместное неуважение? Как и в дни Елисея, причина в непочтении к Богу и Его Слову. Бог и сегодня задаёт тот же вопрос, который задавал давно: «Где почтение Моё?» (Мал. 1:6).
Заслуженный результат
Поведение толпы неизменно идёт по нарастающей: от забрасывания оскорблениями толпа обычно переходит к забрасыванию камнями, палками, грязью и всем, что попадётся под руку. В данном случае толпа дальше слов не шла. Наш текст говорит, что Елисей «оглянулся и увидел их» (4 Цар. 2:24). Это говорит нам, что они шли за ним по пятам, изводя его словами. Это может также означать, что вначале пророк пытался игнорировать их. Но когда они не оставили своих оскорблений, он остановился, посмотрел на них и «проклял их именем Господним» (ст. 24).
«Проклял их именем Господним» означает, что пророк призвал Господа разобраться с ними. Вот за это-то проклятие Елисея и критикуют. В этой связи уместно высказать три соображения. Во-первых, не забывайте, что Елисей жил в ветхозаветные времена. В Новом Завете нам даётся повеление: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12:14) — но Елисей жил не под новозаветным законом.
Во-вторых, закон Моисея учил, что Божьи пророки (говорившие от Его имени) были Его представителями. Неуважение к ним и к их вести считалось неуважением к самому Господу (см. Втор. 18:19). Кроме того, закон гласил, что неуважительно высказывающиеся о Боге должны умереть (см. Лев. 24:16). Во 2 Пар. 36:16 автор говорит, почему Бог позволил, чтобы израильтяне были отправлены в плен: «Они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошёл гнев Господа на народ Его». Таким образом, по закону Моисея издевавшиеся над Елисеем хулили Бога и заслуживали Божьего гнева. В-третьих, нет никакого указания на то, что Елисей диктовал Господу, что Ему делать. Он передал вопрос в Божьи руки. И что же сделал Бог? Проигнорировал «безобидное озорство» подростков? Улыбнулся и сказал: «Ну что с них возьмешь, мальчишки они и есть мальчишки»? Нет, нет и нет. Бог предупреждал: «Если же пойдёте против Меня… пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей» (Лев. 26:21, 22). Непокорные отцы и матери Вефиля, поклоняющиеся идолам, должны были узнать, что означают эти слова.
Возле города был лес, где жили дикие звери. «И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребёнка» (4 Цар. 2:24). Мы читаем эти слова, живо представляя себе жуткие сцены: разъярённые звери… дикие крики ужаса… острые, как ножи, когти… разрывающие человеческую плоть зубы… пронзительные крики агонии… брызжет кровь… раненые бегут к городским воротам… искалеченные тела, оставшиеся лежать на земле.
Мы ничего не знаем о степени увечья этих сорока двух парней. Возможно, некоторые умерли; возможно, некоторые всю жизнь носили шрамы в память о том жутком дне, когда они издевались над Елисеем. Это был ужасный, ужасный день в Вефиле — день, который наверняка оставил неизгладимый след в умах горожан.
Даже не сомневайтесь: это был Божий суд. Как правило, медведи нападают, только когда чувствуют угрозу или когда голодны. Для этих двух медведиц было противоестественно напасть на толпу, начать бросаться направо и налево, пока сорок два подростка не оказались покалеченными или убитыми. Вефиль получил трудный урок истины, позже изречённой Павлом: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7; см. Втор. 7:10). Вы хотите раскритиковать кого-то за то, что сделали звери? Тогда критикуйте не Елисея, а Самого Бога. Однако будьте осторожны: «Смертные должны воздерживаться от придирчивой критики судов премудрого Бога!» (Миллер).
Ближе к началу новой эры Бог часто использовал драматические, даже трагические события, чтобы показать, что новое начало не означает, что все прежние правила отменяются. Когда израильтяне вступили в новые отношения с Богом в пустыне, Надав и Авиуд умерли, потому что принесли на жертвенник чуждый огонь (Лев. 10). Когда Иисус Навин взял на себя руководство Израилем, Ахан был убит, потому что взял то, что было посвящено Господу (Иис. Н. 7). Когда царь Давид переносил ковчег завета в свою новую столицу, Иерусалим, Оза умер, потому что прикоснулся к ковчегу (2 Цар. 6:1–7). Даже когда только началась христианская эра, Божий гнев пал на Ананию и Сапфиру, потому что они солгали Святому Духу (Деян. 5). Каждая из этих трагедий содержит весть: «Когда Бог говорит что-то, это серьёзно! Вы должны уважать Бога и Его волю! В противном случае вас ждёт трагедия!»
И что же, усвоили жители Вефиля этот урок? Уверенности нет — но, по крайней мере, насколько мы знаем, они больше не издевались над Елисеем и другими Божьими пророками. Слух об этой трагедии наверняка распространился по всей земле, ибо нигде больше не пишется, чтобы кто-то когда-то ещё издевался над Елисеем. Весть была ясна: «Служение Елисея означает жизнь для чтущих [Яхве] и смерть для бесславящих Его» (Стек). «Итак, видишь благость и строгость Божию» (Рим. 11:22).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4 Цар. 2:25)
После того как Елисей закончил свои дела в Вефиле (какие бы они ни были), «пошёл он на гору Кармил» (ст. 25), место величайшей победы его наставника (3 Цар. 18). Гора Кармил стала для Елисея прибежищем (см. 4 Цар. 4:25) — возможно, местом восстановления его духовной силы. «А оттуда возвратился [около пятидесяти километров] в Самарию» (2:25), где у него был дом (см. 6:24, 32). Самария была столицей северного царства Израиль, домом царя Иорама, сына Ахава. Елисей знал всё, что происходило в стране.
Чему нас может научить этот урок? Не тому, что мы должны держать во дворе двух медведей, чтобы спускать их на всякого, кто станет высмеивать евангелие. А тому, что мы должны усвоить, что основные истины, о которых в нём говорилось, по-прежнему действительны:
• Будете почитать Бога и всё Божье — и будете жить.
• Будете непочтительны к Богу и ко всему Божьему — и умрёте.
Если мы не будем почитать Бога и Его Слово, то вряд ли нас растерзают дикие звери; но, не повиновавшись Ему, мы умрём духовно (Еф. 2:1) — и будем «мертвы» вечно, если не покаемся (Отк. 20:14, 15). Давным-давно Моисей сказал людям: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и… смерть» (Втор. 30:15). Тот же выбор стоит и перед нами. Что выберете вы?