За редкий набор шахмат из Советского Союза на аукционе Bonhams заплатили £47,750.
Намедни аукционный дом Bonhams провел в Лондоне распродажу лотов «российского происхождения». Наше внимание зацепилось за не самый дорогой предмет — набор фарфоровых шахмат.
За него покупатель заплатил £47,750 — свыше 4,8 млн рублей.
Этот набор, как и большая часть аукционных лотов из фарфора на зарубежных торгах, был выпущен на Императорском фарфоровом заводе (или Ленинградском, если мы говорим о периоде после 1924 года).
Шахматы относятся к серии «Красные и белые» и выполнены по проекту мастера Натальи Данько.
Художнице принадлежит оригинальная идея — изжить имперское прошлое на шахматной доске, приблизив ход баталий к более актуальным политическим событиям. Белые здесь — это собственные Белые, а за черных выступают Красные.
Причем Красная армия очень четко противопоставляется Белой. Если всмотреться в детали, можно заметить, что у Красных все — бравые солдаты, а у Белых — почти армия мертвецов. Пешки закованы в цепи, а фигурка короля и вовсе — скелет.
Красные, конечно, освобождены от таких пережитков прошлого, как царизм, и армию возглавляет простой рабочий.
Таких наборов в коллекциях осталось совсем немного, можно пересчитать на пальцах одной руки, оттого так и высока их стоимость.
Ровно год назад такой же набор был продан Christie’s за £75,000 — 7,5 млн рублей.
Кто же этот счастливец, которому повезло сохранить такой раритет? Точное его имя неизвестно, но он является потомком американского журналиста Эдгара Анселя Маурера.
Эдгар начал свою карьеру иностранного корреспондента в Париже, в разгар Первой мировой. Позже он бывал в Италии, в межвоенной Германии, а в 30-е годы он оказался в длительной поездке по молодому Советскому Союзу.
Вместе с женой он был в Москве и Ленинграде. Каким-то образом они даже оказались на территории Украинской ССР. Сохранились заметки Эдгара Анселя Маурера о голоде в колхозах. Он сравнивал ситуацию с великим голодом 1921 года.
Во всех проблемах Эдгар обвинял советскую власть. Впрочем, в своих статьях он боролся не только с ней. За свою критику политической ситуации в Германии он получил Пулитцеровскую премию в 1933 году.
Именно в ходе советской поездки журналист приобрел на память этот набор шахмат. Сам Эдгар скончался еще в 70-х. А его дочь Диана ушла из жизни два года назад.
По всей видимости, теперь правнуки журналиста начали делить наследство и дошли до советских шахмат. Аукционная цена, наверное, их очень обрадовала!
Такова история этого лота.
Кстати, не так давно мы рассказали историю картины, найденной в Советском Союзе в бывшей церкви, которую власти продали от чужого имени
Хотите узнавать больше из мира аукционов — подписывайтесь на наш канал