Найти в Дзене
История и истории

Как закалялась Спарта

Оглавление

В конце XII века до нашей эры высокоразвитые культуры "эпохи бронзы" были сметены с лица земли новыми народами. С севера Балкан на Пелопоннес устремились дикие и кровожадные дорийцы. Уничтожив ахейскую цивилизацию, разграбив богатые Микены, Тиринф, Пилос, перебив или выгнав местное население, они прочно утвердились на полуострове. Так появилась Спарта - самый грозный дорийский полис, слава о котором гремит и по сей день.

Спартанцам было суждено войти в историю как стойким и не знающим страха воинам, мужам, равнодушным к роскоши и всевозможным излишествам, немногословным, справедливым и при этом жестоким. В первую очередь благодарить за это они должны своего реформатора Ликурга, жившего в начале IX века до нашей эры. В то время, как другие греческие полисы шатались от демократии к тирании и обратно, в Спарте прочно установился режим "военного лагеря", который продержался вплоть до эпохи эллинизма.

Благодаря Ликургу, Спарта стала той Спартой, которую мы знаем.
Благодаря Ликургу, Спарта стала той Спартой, которую мы знаем.

До того, как установить в полисе новые порядки, Ликург объехал все восточное Средиземноморье - побывал на Крите, в Малой Азии, в Египте. Был не просто туристом, смотрел, слушал, общался и мотал на ус, чтобы у себя на родине "построить самое справедливое государство на свете". По приезду из странствий Ликург отправился в Дельфы, получил добро у оракула и приступил к реформам.

Законы Ликурга не сохранились в письменном виде, царь сам запретил их выбивать в камне или где-то еще, считая, что и устная традиция пронесет их сквозь века. Так и получилось - пронесла. В I веке нашей эры о законах Ликурга узнал историк и писатель Плутарх и оставил нам прекрасное описание того, как закалялась Спарта.

Все решают старейшины

Главным новшеством Ликурга было учреждение совета старейшин, герусии. 30 авторитетных мужей возрастом за 60 лет, в прошлом отважных бойцов, талантливых военачальников или жрецов, принимали все важные решения в государстве. Кому объявить войну, какого царя куда отправить (в Спарте по традиции было два царя - из конкурирующих династий Агиадов и Еврипонтидов), в каком месте в этом году заняться посевом ячменя, а где посеять пшеницу, как наказать расхитителя народного богатства и так далее. Без старейшин даже муха не пролетит в Лаконии. Именно эти всеми уважаемые седовласцы, подчеркивает Плутарх, не позволили Спарте скатиться в демократию, то есть попасть под "власть толпы", ни в тиранию. И то, и другое, считал Ликург, было весьма пагубно для государства.

Земля - поровну

Самой опасной и смелой реформой было "взять всё и поделить". Вернувшись их странствий, Ликург приказал отменить всю недвижимую собственность, которая была раньше, и заново разбить земли Лаконии на равные участки. Богатых уравнять с бедными. Коммунизм? В какой-то степени да. Периэки получили земли за пределами города, спартиаты - в самой Спарте. Были, конечно, волны возмущения, но авторитет Ликурга и поддерживавшее его большинство населения полиса задавили их в зародыше.

Деньги - это зло

Еще одна "коммунистическая" инициатива. Ликург отменил в Спарте золотые и серебряные монеты. Даже бронзе звенеть не позволил. Золото и серебро заменил тяжелыми железными деньгами. Настолько массивными, что для владельца большого состояния понадобился бы настоящий склад, чтобы их хранить. А теперь представьте, какой тяжелой во всех смыслах задачей было ограбить такого богатея? Плутарх пишет, что это отбило у спартанцев сразу две пагубные страсти - к накоплению, а также к воровству.

Но был важный нюанс. Одновременно отмена привычных денег здорово подорвала внешнюю торговлю Спарты. Ни в соседнем Аргосе, ни в Коринфе, ни тем более в изнеженных Афинах не желали ничего продавать за куски железа. Поэтому поток купцов в Спарту постепенно иссяк. Но Ликургу это и было нужно. Он боролся с роскошью в своем государстве и, получается, на корню пресекал попытки чужеземцев привнести на землю Лаконии свои порядки (см. главу про закрытые границы).

Ликург Спартанский на картине М.-Ж. Блонделя.
Ликург Спартанский на картине М.-Ж. Блонделя.

Общие трапезы

Денежная реформа мало понравилась богачам. Еще меньше они были довольны из-за "декрета" Ликурга об общих трапезах. Раньше было как? Во всех смыслах приятно. Сидишь у себя в доме, рабыни уставили весь стол аппетитными яствами и ты с удовольствием кушаешь жирную уточку с овощами и фруктами. И запиваешь вином, причем, пьешь столько, сколько в тебя влезет. Можно даже не разбавлять.

После Ликурга стало иначе. Накрывался большой, иногда очень большой стол, приглашались все жители определенного района Спарты, входившие в то же самое время в одно боевое подразделение, и ели одно и то же - пищу довольно простую и, вероятно, не очень вкусную. Но самую подходящую для того, чтобы быть худым, подтянутым и держать себя в форме. Также и с вином - чуть-чуть после обеда. Неразбавленное наливали только полурабам-илотам, да и то для того, чтобы показать подрастающему поколению, как отвратительно выглядит пьяный мужик.

Женщина должна быть раздетой!

Интересные новшества Ликурга по отношению к женщинам. По мнению царя, они не должны в чем-то уступать мужчинам, обязаны наравне с сильным полом тренироваться, подвергаться всевозможным лишениям, быть такими же сильными, ловкими, смелыми и так далее. И так же, как мужчины, обязаны выступать на состязаниях обнаженными. Отбросив в сторону стыд и стеснительность. Кроме прочего, это должно было "заводить" мужчин, разжигать в них искру вожделения. Это было очень важно, считал Ликург, но не для мужчин и женщин, их взаимные чувства его интересовали не так сильно, как может показаться, а для потомства, для будущего Спарты. Ибо младенец, рожденный большой страстью, становился верным сыном своей отчизны.

Фалангу придумали в Аргосе, но именно спартанцы довели ее до совершенства.
Фалангу придумали в Аргосе, но именно спартанцы довели ее до совершенства.

Любовь - по расписанию и нечасто

Холостяков в Спарте презирали. Могли и вовсе выгнать из полиса. Если ты не способен создать семью, то на что ты вообще тогда способен? Рассуждали примерно так.

Другое дело - женатый спартанец. Ему слава и почет. Он выбирал себе невесту среди обнаженных красавиц, своих партнерш по гимнастическим упражнениям, после этого приносились жертвы богам, затем следовала общая трапеза, потом влюбленные уединялись где-нибудь в укромном местечке на соломенной подстилке. Пообщавшись с молодой женой, муж возвращался в казарму (спартанцы жили в казармах, никакого семейного гнездышка в современном понимании у них не существовало), а девушка к себе. Снова встречались через неделю, а то и дольше была разлука. Представляете, каково это для молодой супружеской пары? Но такой распорядок, по мысли Ликурга, должен был поддерживать неугасаемый огонь вожделения, что опять же важно для потомства.

Понравилась чужая жена? Нет проблем

Очень плохо в Спарте относился к такому чувству как ревность. Ликург поставил задачу полностью ее искоренить, чтобы духа ее не было в свободном полисе. Поэтому было постановлено, что если кому-то приглянется чужая жена, - а тот, кому она приглянулась, был достойным спартанцем, а не каким-нибудь забулдыгой (таких в общем-то в Спарте и не было), - то он мог предложить женщине свое семя. Да-да, именно так. Повторю, что Ликургу и его последователям важны были не мужчина и женщина, не их отношения, а ребенок. Чем больше детей (желательно мальчиков), чем они крепче и здоровее, тем лучше для Спарты.

Статуя Ликурга в Брюсселе.
Статуя Ликурга в Брюсселе.

Дети принадлежат государству

В Спарте дети принадлежали ни отцу, ни матери, а государству. Это также закрепил Ликург. Соответствующим образом их и воспитывали.

Вначале младенцев относили в место, называемое "левхой". Там малюток внимательно осматривали старейшины, и если находили, что ребенок больной и недоразвитый, отправляли его в пропасть Кеаду (археологи, кстати, эти сведения Плутарха опровергли). Если румяный и здоровый - добро пожаловать в Спарту! В семь лет мальчиков забирали у матери, определяли в отряд, селили в казарму, и у ребят начиналась веселая жизнь, по сравнению с которой будни советской армии покажутся детским садом. Мальчиков постоянно провоцировали на драки, выявляя среди них самых наглых, крепких и отважных. Заставляли воровать, причем, если кто-то попадался, наказание было очень суровым - избивали до полусмерти. Когда наступало совершеннолетие, приходил черед испытания кровью - криптии: юношей прогоняли в ущелья Тайгета и долины Мессении, где они должны были находить, ловить и убивать илотов. Чем больше убил, тем больше славы. Впрочем, илоты могли дать сдачи, поэтому возвращались из похода не все.

Мужчина в первую очередь должен быть воином, считали в Спарте. Главное для воина - это доблесть и дисциплина. На этом базировалось все воспитание. Все делалось для того, чтобы фраза о том, что Спарту защищают не стены, а ее мужи, всегда соответствовала действительности.

Не воевать с одними и теми же

Думал Ликург не только о своих земляках, но и о соседях. Так, одним из его нововведений был запрет спартанцам часто воевать с одними и теми же врагами - мол, для того, чтобы враги в войне не набирались опыта и не воспитывали в себе стойкость, подобную спартанской. Правда, учитывая, что с одними только мессенцами Спарта воевала почти постоянно, с Аргосом чуть меньше, но тоже долго, а позже был крайне долгоиграющий конфликт с Афинами, этот принцип Ликурга, можно сказать, не соблюдался.

Границы на замке

Сложно было выполнить и другую заповедь Ликурга - держать границы на замке, не пускать в Спарту иногородних. Закрытые границы нужны были спартанскому законодателю для того, чтобы ту стройную конструкцию государства и общественной жизни случайно (или нет) не разрушили какие-нибудь варяги. Например, не научили спартанцев роскоши или какими-то другим нехорошим вещам. Или не привнесли в суровый спартанский уклад свои порядки.

Как вы понимаете, долго держать границы на замке было невозможно, и мало помалу принципы Ликурга стали меркнуть, видоизменяться, хотя кое-что сохранилось вплоть до римского завоевания Эллады во II веке до нашей эры.

Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пещера Кеада — загадка спартанской «ямы смерти»

Как римляне растоптали честь и славу великой Спарты