Найти тему
script bro | сценаристы

Три мощных фильма, три автора и три совета для ваших сценариев

Оглавление

Три сценариста делятся своими успешными творческими стратегиями

Во время творческой встречи в рамках TIFF 2017 (Кинофестиваль в Торонто), внимание зрителей сосредоточилось на трёх фильмах: каждый из них был хорошо принят, каждый представляет собой мощную историю, и каждый из них имеет повествование, основанное на детстве. На сцене было три сценариста / режиссёра, все одинаково увлеченные, каждый из которых обсуждал самую важную, и возможно, самую трудную - часть процесса создания фильма: превращение сценария в достойный съёмок материал.

Каков результат? Три творческие стратегии, каждая из которых сформирована по-разному ... и каждая из них содержит важный совет для нас.

"Поскольку это была не студийная картина, я имел право менять историю даже на монтаже."

1. Шон Бейкер: продолжайте переписывать

Первым выступал сценарист и режиссёр Шон Бэйкер, уже известный по фильмам "Старлетка" (2012) и "Мандарин" (2015), а вскоре получивший известность благодаря своему последнему фильму "Проект Флорида". Рецензенты уже назвали его одним из лучших фильмов года. "Проект Флорида", Бэйкер, написал в соавторстве с однокурсником по Нью-Йоркскому университету Крисом Бергочом. Фильм представляет собой горько-сладкую историю шестилетней Муни, её матери-одиночки и менеджера их бюджетного мотеля – по иронии судьбы названного "Волшебным Замком".

Личная стратегия Бэйкера?

"Ключ к моим сценариям в том, что они постоянно переписываются”,-объяснил Бэйкер. "Всё начинается с меня и моего соавтора: мы оба пишем одновременно, хотя и не в одной комнате. Мы используем Google Диск, чтобы делиться страницами друг с другом, а потом выбираем, над какими сценами работать и редактируем их вместе. Мы продолжаем писать и переписывать вплоть до начала съемок...и даже тогда сценарий продолжает развиваться.”

-2

По словам Бэйкера, актёры являются неотъемлемой частью его писательского процесса. "На мой взгляд, импровизировать - это тоже значит писать, - заявил он. "Мы не говорим актёрам слово в слово придерживаться сценария, и они добавляют новый уровень. Вот почему кастинг так важен.”

В "Проекте Флорида" актёры и диалоги, которые они ведут - абсолютно убедительны и душераздирающе хороши. Особенно реплики детей.

“Они звёзды шоу, - с гордостью сказал Бэйкер. - Мы выбрали именно этих троих детей-актёров, потому что все они экстраверты. Они всегда были готовы к экспериментам. Нам никогда не приходилось беспокоиться о том, что они выпадут из процесса во время съёмок. Особенно наша маленькая Муни.”

Бэйкер говорит о шестилетней героине фильма, не по годам развитой Бруклин Принс. Удивительно, но она смогла импровизировать лицом к лицу со своим коллегой, номинантом на Оскар - Уиллемом Дефо.

“У меня уходит целый день, чтобы придумать хорошую реплику, - рассмеялся он. - Но здесь была шестилетняя Бруклин, и она не отставала от Уиллема Дефо. Она была невероятна, как и Уиллем. Он общается с детьми, с жильцами, а я выкрикиваю реплики, следуя за ним с камерой, и он импровизирует. Всё это было частью нашего писательского процесса.”

"В основном, мы переписывали сценарий весь путь до постпродакшна. И поскольку это была не студийная картина, я мог свободно менять историю даже на монтаже.”

2. Анита Дорон: Позвольте персонажам быть вашими проводниками

Следующей была украинская сценаристка и режиссёр Анита Дорон: она сняла свой первый полнометражный фильм "Конец тишины" в 2006 году; её второй фильм "Последний фрагмент" - премьера картины , состоялась на TIFF в 2007 году, а также более поздний фильм "The Lesser Blessed" так же был представлен на фестивале в 2012 году. В этом году она вернулась в TIFF в качестве сценариста анимационного фильма "Добытчица" режиссера Норы Туми.

Сценарий Дорон для "Добытчицы" основан на бестселлере канадской писательницы Деборы Эллис. В центре сюжета 11-летняя Парвана, молодая афганская девушка, которая стрижётся и переодевается мальчиком, чтобы прокормить свою семью после того как её отца посадили в тюрьму.

Из-за своего украинского происхождения Дорон сильно отождествляла себя с историей Парваны. “Я полюбила эту книгу, как только прочитала её, и сразу увидела в этой истории потенциал для фильма”, - вспоминала она. "Мне нравилась сила и стойкость этой молодой девушки, и я была так рада, что мне позволили поработать с этим материалом.”

-3

По словам Дорон, её сценарная стратегия всегда была ориентирована на персонажа. Первая фаза её работы в значительной степени интеллектуальна: она тщательно исследует своих персонажей, географию, культуру, мотивы, которые формируют их жизненный выбор. Вторая фаза более интуитивна: руководствуясь своими исследованиями, она погружается в своих персонажей до такой степени, что кажется, будто они сами за неё пишут.

Сначала я погружаюсь в ресёрч героев, а потом позволяю им самим писать историю, - призналась она. “Я не позволяю себе думать о структуре или перерывах в действиях, я просто отпускаю всё это и позволяю чувствам персонажа направлять меня. Я нахожусь в мире персонажа, живу им, чувствую его, представляю голоса, слышу их.”

А затем наступает третья фаза, также обусловленная персонажем. “Как только я создала мир персонажа, как только поток установлен, тогда пришло время для структуры", - объяснила она. "Кинопроизводство нуждается в ритме, как в песне: есть переходы, крещендо и тихие части – но для того, чтобы всё это работало, оно должно соответствовать ритму персонажа. А если нет, что ж… Вот когда ты вредишь своим любимым. Оставьте их, утопите, бросьте в озеро и отпустите.”

"Да, эта часть болезненна. Но вы просто должны помнить: мы все привязываемся к вещам, которые на самом деле не имеют смысла, мы погружаемся в сложности, которые не служат нашей истории, и именно тогда мы должны отделиться. Мы должны позволить персонажам направлять нас. Они знают, что работает - лучше, чем мы!”

3. Лун Ун: подтолкните себя к краю

Третьим и последним участником дискуссии была уроженка Камбоджи Лун Ун: автор, сценарист и исполнительный продюсер фильма "Сначала они убили моего отца".

Фильм, снятый режиссёром Анджелиной Джоли, был адаптирован Ун по её собственному бестселлеру. История, которую она рассказывает, полна боли: всего в пять лет, когда солдаты Красных Кхмеров ворвались в её родной город Пномпень, она была разлучена со своей семьёй, обучена как ребёнок–солдат, и в отличие, от двух миллионов камбоджийцев, которые не выжили, - она спаслась, чтобы рассказать историю геноцида.

Для Ун весь процесс написания - это катарсис. “Если вы хотите, чтобы ваша работа была связана с зрителем, вы должны открыться эмоциональному напряжению, вы должны погрузиться в детали переживания, каким бы болезненным оно ни было. Вы должны подтолкнуть себя к краю.” Она замолчала, разрываясь между прошлым и настоящим. "Особенно если вы пишете о том, что пережили сами.”

Сценарий Ун рассказывает душераздирающую историю войны глазами ребёнка, и как и сценарии, написанные Шоном Бэйкером и Анитой Дорон, это история человеческой стойкости. Сила, рожденная ужасом, отчаянием и состраданием.

Ун покачала головой, подыскивая нужные слова. "Война - это такой внетелесный опыт. Это так невероятно больно, почти нереально. Когда вы пишете об этом, это похоже на научную фантастику. Лично я большой фанат научной фантастики. Я люблю читать эти истории, потому что вы не можете воспринимать какие–либо детали как должное–одежду, которую вы носите, воздух, которым вы дышите. Но печальная правда в том, что война реальна. И вы хотите, чтобы ваша аудитория почувствовала эту реальность, приняла её…чтобы мы знали как пережить эту беду.” - Она помолчала. “И может быть, чтобы это никогда не повторилось.”

Один из способов сделать это: сосредоточиться на деталях. "Детали помогают сделать историю понятной для людей, которые её не испытали" - Унг склонила голову, вспоминая. "Кхмеры заставляли нас стричь волосы, заставляли носить черную одежду, мы месяцами были без обуви. Это детали. Но вы должны пойти ещё глубже. Например, люди знают, что вы натираете мозоли, когда проводите долгое время без обуви. Но знают ли они, каково это, когда травинки режут лодыжки? Знают ли они, каково это - отказаться от собственной семьи, называть их всех "товарищами" и смотреть, как их отправляют на смерть?”

-4

Советы Ун сопровождаются предупреждениями. “Но не утопайте в деталях, - посоветовала она. - Как редактор, вы должны быть жёстким. Как только я написала черновик, я возвращаюсь назад, я начинаю удалять слова. Я стараюсь сломать эту историю в своей истинной сути. И я уверена, что получу удовольствие от этого путешествия.”

Хороший совет, но ему не так легко следовать, когда пишешь о боли.

“Когда идёшь в такую глубину, нужен спасательный круг, - объяснила она. - Цель. Поэтому я продолжал напоминать себе, что, несмотря на то, что я чувствовал себя одиноким, только я со своим компьютером и моими воспоминаниями, моими личными демонами. Я действительно была частью этого прекрасного оркестра. Я не была бы здесь сегодня, если бы не все эти выдающиеся личности, те помощники и сотрудники, которые делают жизнь достойной. Я пишу это для моих сестёр и братьев, для будущих поколений Ун, выросших из пепла войны, которые так и не встретились со своими бабушками и дедушками, тётушками и дядюшками. И чтобы никто из нас не был по-настоящему одинок.”

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.