Элине Быстрицкой в 1958 году, когда «Тихий Дон» Сергея Герасимова вышел на экраны, было 30 лет и главная женская роль в экранизации Шолохова была пятой в ее кинокарьере.
Самой известной на тот момент была работа Быстрицкой в фильме 1955 года «Неоконченная повесть», где она сыграла вместе с Сергеем Бондарчуком.
Полине Чернышевой в 2015 году было 22 года и роль Аксиньи в экранизации Сергея Урсуляка стала ее самой первой актёрской работой.
В сериал Полина попала по знакомству: она училась на одном курсе с младшей дочерью Сергея Урсуляка, Дарьей, которой в «Тихом Доне» досталась роль Натальи.
Сам режиссер рассказывал, что пробовал на главные роли самых разный артистов, в том числе и именитых-знаменитых, но в результате остановился на неизвестных лицах.
В пару к никому неизвестной Аксинье Урсуляк подобрал куда как более опытного и в жизни и в профессии Евгения Ткачука, наиболее известного в тот момент по роли Мишки Япончика в популярном сериале.
Петр Глебов стал Григорием по воле счастливого случая, совершенно случайно попав на глаза Сергею Герасимову. Актеру, который родился в 1915 году, было к тому времени за сорок и у него за плечами уже была целая жизнь. В кино же до Григория Мелехова он играл небольшие, зачастую эпизодические, роли.
Это сегодня мы смотрим на актерскую работу Быстрицкой и Глебова как на классику. В 1957-1958 годах, когда снимался фильм, это тоже был творческий эксперимент с малоизвестными актерами, хоть и под присмотром самого Шолохова.
Эксперимент, который удался, и стал классикой и для многих каноном.
Урсуляк же снял свой сериал всего каких-то пять лет назад и его Аксинья — не великая актриса Элина Быстрицкая, а всего лишь Полина Чернышова, имя которой и сегодня многим мало что говорит.
Получилось ли у Чернышовой и Ткачука сыграть такую же любовь, как у Быстрицкой и Глебова? Скорее всего, нет. Они попытались, но магии не произошло.
Впрочем, сериалу это пошло на пользу и он не стал калькой экранизации 1958 года. Если у Герасимова Быстрицкая и Глебов перетягивают на себя почти все внимание и остальное действие оказывается лишь фоном для их любви, то у Урсуляка на первый план выходят и другие, куда как более страшные и значимые события.
Как раз блеклость Аксиньи и Григория в экранизации 2015 года и позволяет гораздо глубже понять всю немыслимую трагедию того времени, когда свои убивали своих.
Еще на канале по теме:
- «Тихий Дон»: Наталья Зинаиды Кириенко vs Наталья Дарьи Урсуляк