«В Нём вы и обрезаны были обрезанием нерукотворённым в совлечении тела плоти, обрезанием Христовым, погребённые с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мёртвых; и вас, мёртвых в согрешениях и в необрезании плоти вашей, Он оживил вас вместе с Ним, простив нам все согрешения. Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту. Обезоружив начала и власти, Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте. Итак, да не судит вас кто за пищу и питие, или в вопросе праздника, или новомесячия, или субботы. Это есть тень будущего, тело же — Христово. Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским своим умом и не держась Главы, от Которой всё Тело, суставами и связями живительно снабжаемое и слагаемое, растёт ростом Божиим» (Кол. 2:11–19; Славянское Евангельское Общество).
Христос есть всё во всём. Пройдя через крест, Он стал ответом на все наши нужды. Крест является центральным моментом всей человеческой истории. В Кол. 2:11–19 в центре всего сказанного стоит крест. В кресте мы имеем прощение всех наших грехов. Крестом был отменён ветхозаветный закон. Именно на крест, в конечном итоге, опирается вся наша вера.
Кто такой этот Иисус? Он — полнота Бога в телесной форме (2:9). Он тот, в котором мы сами обретаем полноту (2:10).
Библия часто обращается ко всему человечеству вообще. В таких случаях мы имеем тенденцию теряться в том, что она говорит. Мы тогда с лёгкостью применяем её послание к кому-то другому. Но Библия также имеет личную направленность. Павел в нашем тексте, дав сначала общие характеристики Иисуса, затем обращается лично к колоссянам.
В этих стихах изложены три великие мысли: объяснение, что такое обрезание во Христе; устранение постановлений, которые были против нас; серьёзное предупреждение относительно недопущения, чтобы кто-либо осуждал нас.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (2:11–13)
«В Нём вы и обрезаны были обрезанием нерукотворённым в совлечении тела плоти, обрезанием Христовым» (2:11).
Обрезание в Ветхом Завете применялось только к мужскому полу и состояло в отрезании крайней плоти полового члена. Это стало знаком принадлежности к Божьему избранному народу. В нашем тексте понятие обрезания использовано фигурально. Это избавление от плотских грехов. К этому обрезанию человек не прилагает своих рук; оно «нерукотворённое». Оно совершается Христом, крестом.
Хотя крещение не является полным аналогом обрезания, провести сравнение этих двух понятий возможно. Павел считает, что фигуральное действие обрезания происходит во время крещения: «погребённые с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мёртвых» (2:12). Крещение есть тот момент, когда Бог производит Своё действие. Мы воскресли с Ним. Мы воскресли верой в действие Бога, а не верой в силу крестящего. Моё спасение не зависит ни от одного человека! Оно зависит от Господа! Во время крещения что-то происходит, некое воздействие Бога, нечто, осознаваемое только верой. Если Бог может воскресить Иисуса, Он может оживить меня. Хотя я раньше был мёртв в грехах, Бог может вернуть меня к жизни.
Происходит устранение, погребение. Затем следует воскресение. Во время крещения мёртвое тело — мёртвое из-за греха — оживляется Богом со Христом.
Фигурально об обрезании Писания говорили и до этого.
«Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор. 10:16).
«И обрежет Господь, Бог твой, сердце твоё и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор. 30:6).
«…ибо все эти народы не обрезаны, а весь дом Израилев — с необрезанным сердцем» (Иер. 9:26).
«Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28, 29).
Ветхозаветное обрезание иллюстрирует действие, когда ветхий греховный человек устраняется, хоронится в крещении с верой, что Бог воскресит его к обновлённой жизни.
УТВЕРЖДЕНИЕ (2:14–17)
«Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту. Обезоружив начала и власти, Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте» (2:14, 15).
Обратите внимание на некоторые термины, употреблённые в этом отрывке: «стёр»; «устранил»; «пригвоздив». Не вызывает сомнений, что нечто было ликвидировано и не носит больше обязательного характера. Вопрос в том, что это было. Это была «рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас». Это то самое «нечто», которое было против того, чтобы мы были и жили оправданными пред Богом.
Иисус благодаря кресту, «обезоружив начала и власти… выставил их напоказ, восторжествовав над ними…» Они думали, что победили. Как же мало они знали! Как велика была победа Иисуса!
Павел сказал: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (2:16). Вы уже не подчиняетесь ограничениям относительно того, что вам есть или пить. Ветхозаветные постановления об этом были весьма суровы. Нет у нас указаний и ограничений и относительно праздников. Не позволяйте никому судить вас, исходя из этих ветхозаветных ограничений.
Даже суббота не должна быть больше предметом спора. Она была частью ветхозаветного закона. Она не была обязательной ни для кого, кроме иудеев. Этот закон был дан на определённый срок (Гал. 3:19).
Всё это — пища и питьё, праздники, новомесячия, субботы — это только тень христианства.
«Это есть тень будущего, тело же — Христово» (2:17).
«Которые служат образу и тени небесного…» (Евр. 8:5).
«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10:1).
Во всей полноте Ветхий Завет был дан одному определённому народу, иудеям, и только на определённый срок: «до времени пришествия семени» (Гал. 3:19). Этим семенем был Христос! (Гал. 3:16).
Не позволяйте никому подчинять себя ветхозаветному закону! Он был лишь тенью реальности — Иисуса Христа. Иисус подчёркивал, что он будет полностью устранён:
«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17, 18).
Если ничто не могло «прейти», не будучи «исполнено», и если, как говорит Павел, мы «освободились» от закона (Рим. 7:6), значит, мы больше не под законом.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (2:18, 19)
«Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским своим умом и не держась Главы, от Которой всё Тело, суставами и связями живительно снабжаемое и слагаемое, растёт ростом Божиим» (2:18, 19).
Некоторые думали, что чем больше они принизят себя, чем больше пострадают, тем праведнее они будут. Это просто не соответствует истине. Своевольное самоуничижение необязательно имеет религиозную ценность. Искусственное смирение необязательно укрепляет характер. Это правда, что Иисус требовал от нас смирения, но можно быть смиренным, и не будучи религиозным. Можно также увлечься псевдосмирением.
Другие неумеренно гордились тем, что они, по их мнению, видели, слышали или ощутили. Павел даже упоминает о поклонении ангелам. В Откровении Иоанн пал к ногам ангела, желая поклониться ему, и услышал следующие слова: «Смотри, не делай этого; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисуса; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисуса есть дух пророчества» (Отк. 19:10). Иоанн попытался поклониться ангелу и получил выговор за это. Павел говорит об этом ещё резче: «Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, — да будет анафема» (Гал. 1:8).
Наша точка отсчёта — крест Христа! Упустить этот факт означает утрату единственной надежды для человечества. Легко допустить, чтобы лжеучителя и ложные идеи увели нас от истины. У нас могут «похитить» нашу награду.
Помните, пожалуйста, о связи, которую непременно надо сохранять. Христос — это голова! Когда вы теряете связь с головой, тело умирает. Поддерживайте эту связь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как велика красота креста! Павел говорил об обрезании Христовом — действии Божьем, познаваемом верой, об устранении вещей, которые были против нас, и о том, что мы можем потерять свою награду! Ответ на наши нужды — в кресте, на котором был распят Христос. Не ищите нигде больше!