Слово “суббота" (по-еврейски шаббат, по-гречески саббатон) восходит к глаголу “переставать, прекращать, отдыхать". “Субботой” назывались особые дни отдыха, которые Израиль соблюдал со времен Моисея. Еженедельные субботы требовали покоя с 18:00 в пятницу до 18:00 в субботу по нашему исчислению времени. Впервые слово “суббота" появляется в Исх. 16:23, а в Бытии в связи с отдыхом на седьмой день не встречается вовсе.
У иудеев была не только еженедельная суббота, но и особые субботние дни, например день очищения (Лев. 16:29-31; 23:27-32); кроме того, им было велено каждые семь лет соблюдать субботний год (Исх. 23:10, 11; Лев. 25:1-7; Втор. 15:1-11). Были и другие случаи, хоть они и не назывались субботами, когда иудеи должны были прекращать работу: в первый и седьмой день Пасхи (Чис. 28:18), в первый день праздника седмиц, также называвшегося праздником жатвы и Пятидесятницей (Лев. 23:21; Чис. 28:26), в праздник труб (Лев. 23:24, 25; Чис. 29:1, 7, 12, 35) и в праздник кущей (Лев. 23:35, 36).
Единственная ссылка в Бытии на субботний покой появляется в 2:3: “И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал”. Соблюдение субботы как повеление было заповедано Божьему народу многие годы спустя. Неемия говорил: "И снисшел Ты на гору Синай, и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые, и указал им святую Свою субботу, и заповеди, и уставы, и закон..." (9:13, 14).
Иезекииль писал: “И Я вывел их из земли египетской, и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их” (Иез. 20:10-12).
Это перекликается со словами Моисея во Втор. 5:15: “И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукой крепкой и мышцей высокой, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний”. Суббота, возвещенная у горы Синай после выхода Израиля из Египта, была знамением и заветом между Богом и Израилем (Исх. 31:13, 16, 17; Иез. 20:12). Бог давал Израилю больше манны в шестой день (Исх. 16:23-30), готовя их к откровению о субботе на горе Синай. Каждый шестой день Израиль должен был собирать достаточно манны, чтобы обеспечить себя на седьмой день, и в субботу оставаться в своих жилищах. Моисей пояснял: “Смотрите, Господь дал вам субботу, поэтому Он и дает в шестой день хлеба на два дня; оставайтесь каждый у себя, никто не выходи из места своего в седьмой день" (Исх. 16:29).
СУББОТА В ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯХ
В десяти заповедях указаны три важных аспекта субботы (Исх. 20:8-11).
(1) Суббота должна была быть днем полного покоя. Работать запрещалось всем: членам семьи, слугам, животным, гостям и любому, кто находился в пределах Израиля (ст. 8-10; Втор. 5:12-15).
(2) Бог потому сделал седьмой день субботой, днем покоя, что Сам отдыхал на седьмой день. “Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Поэтому благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:11).
(3) Для Израиля суббота была днем памяти, особым днем отдыха и радостных воспоминаний о Божьем избавлении от египетского рабства. “И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукой крепкой и мышцей высокой, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний” (Втор. 5:15).
Бог избрал седьмой день потому, что Сам отдыхал в этот день, однако Он нигде не заповедал этому дню быть особым (святым) памятным днем в честь Сотворения или Своего отдыха в седьмой день. Ничего не говорится и о том, что суббота была особым днем поклонения для Израиля.
Тот факт, что Бог дал народу этот день в память о вызволении их из рабства, означает, что суббота не могла быть установлена до их освобождения от египетских уз. Да и не могли они соблюдать субботу на протяжении тех четырехсот лет (Быт. 15:13; Деян. 7:6), пока были рабами в Египте.
БЫЛА ЛИ СУББОТА ДАНА ПРИ СОТВОРЕНИИ?
Учит ли Быт. 2:1-3, что Бог выделил седьмой день после окончания сотворения мира как день, который с тех пор должно было соблюдать человечество? На первый взгляд может показаться, что суббота узаконена с самого Сотворения. Однако подобный вывод не учитывает того факта, что Бог дал Израилю повеление о субботе как дне памяти после того, когда вывел их из Египта. При этом игнорируется и тот факт, что книгу Бытие Моисей написал через много лет после сотворения мира.
В США день рождения Мартина Лютера Кинга, борца за гражданские права, убитого в 1968 году, отмечается в третий понедельник января. Историк, пишущий биографию Кинга, мог бы указать, что он родился 16 января 1929 года, а затем добавить, что в честь дня рождения Кинга был установлен особый день. Ему не обязательно было бы объяснять, что много лет спустя, 2 ноября 1983 года, президент Рональд Рейган подписал законопроект, согласно которому третий понедельник января становился национальным днем чествования дня рождения Кинга.
Как и этот биограф, Моисей смотрел назад. Рассказав о сотворении мира и о том, как Бог отдыхал на седьмой день, он сообщил, что Бог выделил этот день как день покоя. В тот раз он не сказал, что кто-либо должен был соблюдать его. Однако позже Моисей заявил, что Бог сделал субботу обязательным днем покоя на горе Синай, после выхода Израиля из Египта (Втор. 5:15). То, что суббота была провозглашена и стала обязательной именно в это время, подтверждается и другими Писаниями (Неем. 9:13, 14; Иез. 20:10-12).
Такой ретроспективный стиль письма встречается и в других местах Ветхого Завета. Моисей, например, объясняет, почему человек должен оставить своих отца и мать (Быт. 2:24) и “прилепиться” к своей жене, еще до того, как Адам и Ева стали родителями. Адам назвал свою жену “Евой", или “матерью всех живущих”, когда у нее еще не было детей (Быт. 3:20).
Разные места тоже называются конкретными именами еще до того, как получили такие названия. К примеру, Вефиль упоминается под таким названием (Быт. 12:8; 13:3) еще до того, как его так назвали (Быт. 28:19). Подобным же образом мы читаем о Вирсавии (Быт. 21:14) до того, как она стала Вирсавией (Быт. 21:31), о Хорме (Чис. 14:45) до того, как она стала Хормой (Чис. 21:3), о Галгале (Втор. 11:30; Иис. Н. 4:19, 20) до того, как он стал Галгалом (Иис. Н. 5:9), о Дане до того, как он стал Даном (Втор. 34:1; Иис. Н. 19:47; Суд. 18:29), и о Иерусалиме (Иис. Н. 10:1), хотя он еще назывался “Иевус” (Суд. 19:10).
Закон о субботе входил в десять заповедей, данных Израилю после их освобождения из рабства. Моисей подчеркивал, что Бог не заключал этого завета ни с каким из предыдущих поколений (Втор. 5:1-3).
Итак, закон о субботе не был дан ни Адаму с Евой, ни кому бы то ни было другому, пока Израиль не вышел из Египта.
БЫЛА ЛИ СУББОТА ДАНА ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ?
Бытие не говорит, что Бог отделил седьмой день, сделав его специальным днем поклонения. Бог прекратил работу, но повеления поклоняться в седьмой день Он не давал (Быт. 2:1-3). Давая десять заповедей, Бог велел Израилю отдыхать и вспоминать, что Он избавил их от египетского рабства. О поклонении опять не было сказано ни слова (Исх. 20:8-10; Втор. 5:12-15).
Единственные возможные ссылки на поклонение в субботу мы находим в книгах Иезекииля и Исайи. В Иез. 46 не говорится о поклонении в иудейскую эпоху, а просто поэтическим языком описывается пророческое видение Иезекииля. Не содержит это видение и прямого указания на христианское богослужение. Если оно доказывает, что христиане должны поклоняться в субботу, тогда оно также учит, что христиане должны поклоняться в храме (ст. 1), соблюдать новомесячия (ст. 1, 3), поклоняться через посредство священников (ст. 2), совершать всесожжения (ст. 2-7), участвовать в иудейских праздниках (ст. 9-12), приносить ежедневные жертвы (ст. 13-15) и праздновать год освобождения (ст. 16-18).
В видении Иезекииля нужно различать пророческий, образный язык иудейских пророков, описывая которым иудейские обряды, они оставили нам прообраз (Евр. 10:1) того, что будет в христианскую эпоху. Подобным образом и книга Откровение использует элементы иудейского богослужения в качестве символов христианского поклонения.
В Ис. 66 не утверждается, что поклоняться Богу нужно именно в субботу. В этом отрывке говорится: “Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение" (ст. 23). Исайя имел в виду совсем не то, что люди будут поклоняться Богу по субботам. Говоря “из субботы в субботу”, он подразумевал, что они будут поклоняться также и в дни между субботами.
Это можно сравнить с человеком, который говорит женщине: “Если ты выйдешь за меня замуж, я буду любить тебя неизменно от Нового года до Нового года, от воскресенья до воскресенья”. Это не значит, что он будет любить ее только в эти дни; это значит, что он будет любить ее в эти дни и каждый день в промежутке. Смысл пророчества Исайи — в том, что Богу будут поклоняться непрестанно.
Если этот отрывок учит, что субботу нужно соблюдать и в христианский век, тогда он также учит, что христиане должны соблюдать и новомесячия по особому иудейскому календарю. Стих не утверждает, что люди будут соблюдать новомесячия, отдыхать каждую субботу или поклоняться каждую субботу. Он подчеркивает, что они будут “приходить пред лицо" Бога — указание на то, что они будут прославлять Бога и повиноваться Ему неделю за неделей.
Бог действительно повелел “святить", то есть "отделять", субботу (Исх. 20:8; 31:14, 15). Как ее нужно было отделять, объясняется в заповеди: “Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в тот день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих” (Исх. 20:9, 10).
Мы также читаем: “Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти” (Исх. 31:15).
Святить субботу надо было прекращением работы и соблюдением дня покоя. Поклонение и жертвоприношение — то, что делалось в Израиле ежедневно, — не были привязаны конкретно к субботе.
Израильтянам не было заповедано собираться на всенародное богослужение в субботу. Вследствие традиционного ограничения “субботнего пути" (около километра) приходить на поклонение по субботам могли только жившие в Иерусалиме или его окрестностях.
Суббота стала днем общего собрания лишь через много лет после того, как Бог дал Израилю десять заповедей. Когда храм был разрушен, а пленные иудеи уведены в Вавилон, для публичного чтения Писаний стали создаваться синагоги. “С появлением в период изгнания синагоги суббота стала, помимо дня покоя, еще и днем поклонения и изучения закона" (Дуглас).
До этого Израиль поклонялся только в Иерусалиме — месте, которое Бог избрал для поклонения. Им было велено: "Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь, но на том только месте, которое изберет Господь в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе" (Втор. 12:13, 14).
В Лев. 23:2 упоминаются “священные собрания”. Но о том, где и зачем нужно было собираться, ничего не сказано. Традиция соблюдения субботы должна была препятствовать всему народу, то есть всем людям без исключения, собираться в каком-нибудь большом городе. Повеление Израилю хранить субботу было таким: “Оставайтесь каждый у себя, никто не выходи из места своего в седьмой день" (Исх. 16:29). Это повеление ограничивало собрание лишь кругом домашних. В Лев. 23:3 выражение “священное собрание" сочетается со словами “суббота покоя”, что должно означать, что священное собрание — это время, когда все домашние должны были собираться для совместного отдыха.
СУББОТА И ИИСУС
Иисус родился при Моисеевом законе (Гал. 4:4). Поэтому Он соблюдал его заповеди, включая и субботу.
Когда Иисус начал исцелять в субботние дни, иудеи забеспокоились, потому что, по их традиционным понятиям, этим Он нарушал субботу. Но, будучи Господином субботы, Он понимал назначение покоя в седьмой день. Разрешая Своим ученикам собирать и есть пшеницу в субботу (Мф. 12:1-8; Mк. 2:23-28; Лк. 6:1-5), Он “утверждал Свою власть над субботой. Он, а не фарисеи, мог устанавливать правила, касающиеся правильного соблюдения этого дня” (Дж. Льюис).
В субботу Иисус также исцелил сухорукого мужчину (Мф. 12:10-13; Mк. 3:1-5; Лк. 6:6-10), скорченную женщину (Лк. 13:11-16), человека, страдавшего водянкой (Лк. 14:1-5), инвалида у купальни Вифезды, которому Он велел взять и носить свою постель в субботу (Ин. 5:1-18; 7:19-23), и слепого (Ин. 9:1-7). Своим критикам Он сказал, что доброе можно делать и в субботу (Мф. 12:12). Он заявил, что суббота была сотворена для человека, а не человек для субботы (Mк. 2:27).
Иисус не только исцелял в субботу, но и учил в этот день в иудейских синагогах (Mк. 1:21; 6:2; Лк. 4:16, 31; 6:6; 13:10). Однако из-за того, что Он нарушал традиции фарисеев, между Иисусом и иудеями возник конфликт. “Фарисеи пытались установить в точности, что можно и чего нельзя было делать в субботу. Мишна, говоря о субботе (Шаббат vii 2), приводит перечень тридцати девяти «основных дел», которые запрещено было совершать в субботу..." (Дж. Макканн мл.).
Иисус и Его ученики нарушили этот фарисейский перечень: нельзя было срывать колосья (Mк. 2:23, 24), нельзя было помогать человеку или исцелять человека, если не было опасности смерти (Mк. 3:1), и нельзя было носить никаких предметов (Ин. 5:9, 10). Однажды во время стычки по этим вопросам Иисус ответил, “Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5:17).
Требовал ли Иисус от христиан соблюдения субботы? Некоторые утверждают, что требовал, когда говорил Своим ученикам: “Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в субботу” (Мф. 24:20). Иисус не объяснил, почему так, и мы теперь можем только гадать. Была ли причина в традиции “субботнего пути”, не позволявшей в этот день путешествовать на большие расстояния, или в том, что в субботу ворота Иерусалима запирались и это делало побег невозможным? Вполне достоверно звучит следующее: в такой ситуации христиане подвергли бы себя серьезной опасности. Иудеи могли побить камнями всякого, кто в субботу решился бы нести какую-нибудь поклажу, как случилось с человеком, которого приговорили к смерти через побивание камнями за то, что в субботу он собирал хворост (Чис. 15:32, 36).
«Так говорит Господь: “Берегите души свои, и не носите ношу в день субботний, и не вносите ее воротами иерусалимскими, и не выносите ношу из домов ваших в день субботний, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим"» (Иер. 17:21, 22).
Христиане оказались бы в незавидном положении, если бы отважились бежать зимой или в субботу. Зима могла принести с собой холод, дождь, а то и снег, а в субботу они наверняка встретили бы препятствие со стороны иудеев, возмущенных нарушением их преданий и законов.
Р. Ленски так говорит о проблеме бегства зимой или в субботу: «...холод и сырость палестинской зимы и возможность того, что “бегство ваше" может случиться в это время года. Или же оно может случиться "в субботу”, когда вас окружают иудейские фанатики, которые могут прийти в ярость от воображаемого осквернения субботы. Мнение, будто в то время христиане все еще соблюдали иудейские уставы, включая постановления о субботе, необоснованно».
Д. Карсон поясняет: «Нельзя это расценивать так, будто Иисус учил Своих учеников, что в субботу нельзя совершать никакого путешествия, включая бегство. Он не отговаривает их бежать в субботу, но, зная, что бежать придется, наставляет их молиться о том, чтобы их бегство пришлось на другой день. Кормящие матери (24:19), зимние дожди и холода (24:20) замедлили бы бегство и привели к потерям, равно как и предписания о субботе, поскольку ворота были бы заперты, лавки закрыты, да еще препятствия для любого, кто попытался бы превысить расстояние, которое позволялось проходить в субботний день».
Даже если бы эти слова Иисуса и доказывали, что Иисус велел христианам соблюдать субботу, это бы только говорило о том, что в субботу нельзя совершать никакой работы и никакого путешествия. Это не могло бы служить доказательством тому, что христиане должны были поклоняться в субботу, ибо Иисус говорил только о путешествии — а не о поклонении — в субботу. Кроме того, это бы лишь доказывало, что соблюдать субботу должны были христиане из иудеев — а не из язычников. Закон о субботе был частью национального закона иудеев, а не закона, который был обязателен для внешних по отношению к Израилю.
Суббота давалась не навсегда. Бог пророчествовал через Осию об Израиле: “И прекращу у нее всякое веселье: праздники ее, и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее" (Ос. 2:11). Это пророчество, возможно, исполнилось с поражением Израиля от римской армии и падением Иерусалима (70 г. н.э.).
СУББОТА В КНИГЕ ДЕЯНИЙ
Единственное упоминание субботы в первых тринадцати главах Деяний — это ссылка на “расстояние субботнего пути” (Деян. 1:12), иудейский обычай, запрещавший в субботний день преодолевать расстояние свыше одного километра или вдвое большего, если того требовали особые обстоятельства. Ни в Деяниях, ни в какой другой книге Нового Завета нет ни одного указания на то, что по субботам христиане пребывали в покое или собирались для поклонения.
Павел проповедовал в субботу в синагогах — в том месте и в тот день, когда там собирались иудеи (Деян. 13:14, 42, 44; 16:13; 17:2; 18:4). Однако мы не находим никаких указаний на то, что он встречался с церковью по субботам или что церковь собиралась по субботам. Вскользь упоминается лишь иудейская практика чтения в субботу из Моисея и пророков (Деян. 15:21; см. 13:27).
Павел и Варнава отправились в Иерусалим на встречу с апостолами и старейшинами, чтобы выяснить, должны ли язычники соблюдать иудейские законы (Деян. 15:1, 2). Некоторые из ставших христианами иудеев утверждали, что "должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев" (Деян. 15:5). После обсуждения этого вопроса Петр заявил: “Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на шеи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?” (Деян. 15:10). Иго, о котором говорит Петр, — это, вероятнее всего, обрезание и закон Моисея, что некоторые обрезанные христиане пытались возложить на христиан из язычников.
В письме, которое предложил написать Иаков в ответ тем, кто настаивал на непременном обрезании язычников и соблюдении ими закона Моисея (Деян. 15:5), говорилось: “Мы им не поручали” (Деян. 15:24). И далее: “Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме этого необходимого" (Деян. 15:28). Необходимое состояло из нескольких запретов закона. Они не включали ни обрезания, ни соблюдения всего закона, ни соблюдения субботы. Это ясно показывает, что апостолы, старейшины в Иерусалиме и Святой Дух не навязывали христианам из язычников ни весь закон, который Бог дал Израилю, ни субботу. Павел и Варнава получили подтверждение обоснованности своего отказа обязывать христиан из язычников соблюдать иудейские обычаи.
СУББОТА В ПОСЛАНИЯХ ПАВЛА
В своих посланиях Павел утверждал, что закон был упразднен. Он также указывал, что христиане не обязаны соблюдать особые дни и субботы иудеев.
В письме галатийским христианам он заявляет: “Человек оправдывается не делами закона" (Гал. 2:16); “я умер для закона" (2:19); “все утверждающиеся на делах закона находятся под проклятием” (3:10); “законом никто не оправдывается” (3:11); "он дан... до времени пришествия семени” (3:19); “мы уже не под руководством детоводителя [закона]” (3:25); “не подвергайтесь опять игу рабства [закона]” (5:1, в контексте 4:21-31); “вы, оправдывающие себя законом... отпали от благодати” (5:4) и “вы не под законом” (5:18).
В контексте этих заявлений Павел пишет: “Вы соблюдаете особые дни, месяцы, времена года и годы. Мне страшно за вас! Как будто весь мой труд на благо вам был напрасен” (Гал. 4:10, 11; Современный Перевод). Поскольку в центре внимания Павла в Послании к галатам находятся иудейские обычаи, то он наверняка говорит об иудейских, а не о языческих особых днях.
Выражение “дни, месяцы, времена года и годы”, по всей видимости, указывает на иудейскую систему религиозных праздников, поскольку именно иудействующие яростно противились Павлу в Галатии. Если это так, тогда "особые дни” — это субботы и другие однодневные праздники, а “месяцы” — праздники, длившиеся целый месяц (например, новомесячия; см. Чис. 10:10).
«Принимая во внимание проблемы, возникшие в Галатии, не может быть практически никакого сомнения в том, что обычаи, которые начали воспринимать галаты, были иудейскими обычаями. "Дни" — это, по-видимому, субботы, а также праздники, которые выпадали на определенные календарные даты» (Бойс и Тенни).
Павел напоминает галатийским христианам, что они свободны от Моисеева закона и не обязаны соблюдать священные дни иудеев.
Подобное наставление он дает и церкви в Колоссах: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питье, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу; это есть тень будущего» (Кол. 2:16, 17).
Христианин никому не должен позволять принимать решения за него в отношении пищи, питья, праздников, соблюдения особых дней и суббот. Иисус положил конец нашей обязанности соблюдать все это, когда умер на кресте.
Это было всего лишь “тенью небесного” (Евр. 8:5; см. 10:1) — символическими действиями, которые нужно было исполнять, пока Иисус не явил нам то, что за этим стояло (Кол. 2:17; см. Евр. 9:9, 10).
“Предписания" (греч. догмасин) были упразднены (Еф. 2:14, 15; Славянское Евангельское Общество, см. Восстановительный Перевод, Слово Жизни, Современный Перевод), а “постановления” (греч. догмасин) пригвождены к кресту (Кол. 2:14; Славянское Евангельское Общество, см. Восстановительный Перевод, Слово Жизни). Те, кто пытается сделать их обязательными, ища оправдания в их исполнении, делают труд Павла напрасным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всей истории иудеев Богу вновь и вновь приходилось напоминать им, что в субботу они не должны работать. Однако христианам не дается никаких указаний относительно работы или поклонения в субботу. Поскольку для язычников соблюдение субботы было исторически чуждым, то их нужно было бы научить поклоняться и не работать в субботний день. Факт отсутствия в Новом Завете такого научения свидетельствует о том, что иудейская суббота не навязывалась им — ни как день покоя, ни как день поклонения.
Суббота была особым днем для иудеев. В этот день они не должны были работать, а пребывать в покое и вспоминать, как Бог вывел их из египетского рабства. Она была знаком и заветом между Богом и израильским народом. Она никогда не задумывалась для язычников и не давалась им, и она никогда не заповедовалась христианам. Теперь, когда пришел Иисус, христиане собираются по воскресеньям, чтобы вспоминать Иисуса и то, как Своей смертью и воскресением Он избавил их от смерти.