Во второй половине 19-го века в США огромную популярность набрал завезённый с континента бокс. Если кто-то думает, что это был спорт джентльменов, то ошибается. В Америке это сразу стало развлечением толпы, запрещённым в приличном обществе. За бокс можно было угодить в тюрьму. Женщины на боксёрские поединки категорически не допускались. Так же, как и дети. Это было нужно для их же безопасности. Почему? Думаю, это станет понятно из следующего примера.
18 ноября 1873-го года у Тихоокеанской развилки железной дороги в Айове состоялся матч между чемпионом мира по боксу англичанином Томом Алленом и претендентом на титул Беном Хоганом из Пенсильвании. Промоутером поединка был Джон Булл, известный стрелок и игрок, входивший в банду карточных катал Канада Билла.
Изначально мероприятие планировали провести в Иллинойсе, затем в Небраске. Но в этих штатах закон напрямую запрещал бокс, и полицейские были намерены сорвать поединок. Тогда внимание обратилось на Айову, где прямого запрета не было.
Однако и там, когда в прессе началась массированная реклама предстоящего матча, общественность возмутилась. 16-го ноября группа видных горожан из Консил Блаффс послала телеграмму губернатору штата Сайрусу Клэю Карпентеру с требованием противодействовать любителям бокса:” Полторы тысячи чужаков съехалось в Омаху [в соседнем штате Небраска – прим. автора], а местные власти бессильны что-либо предпринять. Можно ли что-то поделать с этим? Можете ли прислать войска из Де Мойна, чтобы предотвратить въезд этих людей в штат?”
Губернатор немедленно выслал отряд омстедских зуавов и еще одно военное подразделение – гвардию Крокера. Вечером в понедельник 17-го ноября они расположились в перевалочном депо железной дороги, с целью предотвращения перемещения поклонников бокса к месту поединка. Дело в том, что зрителей везли специальным поездом из восьми вагонов, который должен был остановиться в чистом поле около импровизированного ринга. Билеты на поединок стоили 5 долларов и на них было написано: “От Омахи до _______ и обратно.” Секретность соблюдалась до последнего момента.
18 ноября, в день, назначенный для боя, поезд отправился из Омахи, штат Небраска, в 9:00 утра. Он прибыл в Консил Блаффс, штат Айова, и на перрон ступила разношерстная толпа.Газета Nonpareilописывала её как сообщество «состоятельных бизнесменов, гладко выбритых, стильных клерков, забронзовелых рабочих, игроков, ведущих себя как дети, и кротких газетных репортеров”. Около 10:00 поезд продолжил путь. В перевалочном депо он встал, что бы забрать ещё одну группу зрителей. Здесь его обступили силы правопорядка. Представители мира спорта в лице Джона Булла заняли жёсткую позицию: ничего противозаконного они не совершают, просто едут на поезде. Аллена и Хогана обнаружено не было. Поэтому арестовать их и тем самым сорвать матч не удалось. Шериф округа Поттаваттами по имени Даути не имел законной причины задерживать поезд. Он попытался присоединиться к зрителям вместе с войсками, но организаторы боя сообщили ему, что это невозможно, если он не заплатит по 5 долларов за себя и каждого солдата. Шериф полагал, что гарантий штата вполне достаточно для оплаты проезда, но те, кто продавал билеты, не согласились. Поэтому шериф вышел из поезда и позволил ему продолжить путь на юг.
Хоган и Аллен, ещё рано утром пересекли границу Айовы, выехав из Омахи в экипажах. Они остановились в десяти милях от Консил Блаффс, недалеко от Тихоокеанской развилки железной дороги в округе Миллс. Все необходимое для поединка за призовые места - колья и веревки - выгрузили из багажного вагона, когда прибыл поезд. Тут же оборудовали квадратный ринг с длиной стороны в двадцать четыре фута. Это был так называемый внутренний ринг, предназначенный для боксёров. Вокруг установили тридцати футовый внешний ринг. Пространство между ними предоставлялось прессе и людям, которые за два дополнительных доллара получили привилегию наблюдать бой с более близкого расстояния.
Необходимо было выбрать рефери и назначить хронометриста. Выбор вызвал много споров. Члены банды Канады Билла настаивали на Джоне Булле, но другие кричали им, что хорошо известно, что Булл сделал большую ставку на Хогана и заинтересован в его победе. Толпа отвергла и двух других предложенных ребятами Канады Билла спортсменов-картёжников: Джорджа Мехаффи и Дэна Аллена. Наконец, согласились на кандидатуре Тома Райли из Канзас-Сити. Булла выбрали хронометристом.
Следует отметить, что в те времена боксерские матчи проводились по т.н. лондонским правилам. Раунды не ограничивались временем. Рефери прерывал поединок лишь в случае падения одного из боксёров. Вот тогда и требовался хронометрист. Пауза между раундами не должна была превышать 30 секунд. Если за это время боксёру не удавалось вернуться на ринг, он считался проигравшим.
Первым на ринг вышел Том Аллен. С ним были секунданты, Артур Чемберс, чемпион в легком весе, и Джек Мэдден. Соблюдая боксерский ритуал, Аллен бросил на ринг свою шляпу. Затем появился Бен Хоган и сел в противоположном углу. Его секундантами были Шерман Терстон и Джон Суини. Произошла небольшая заминка, когда появился шериф округа Миллс и сделал попытку остановить бой, прочитав ордер. Толпа не стала его слушать. Шериф тихо ретировался. Хоган бросил шляпу на ринг и матч начался.
Был ужасно холодный и ветреный день, дул сильный ветер с северо-запада. Бой лучше всего описан в отчете, опубликованном в газете St. Louis Democrat от 19 ноября 1873 г.
“Первый раунд.
Как обычно, Аллен атаковал, закинув голову назад и выставив руки. Хоган ходил вокруг него, постоянно держа оба кулака на работе. Аллен, очевидно, прощупывал своего противника, когда Бен ударил левой и попал Аллену в нос. Это задело чемпиона, и он форсировал бой, но Бен ушёл, отплясывая. Том ударил левой по корпусу и пропустил удар в шею. Мужчины очутились в угле Хогана, и Аллен был прижат к веревкам. Затем они расцепились, и когда Хоган нанес удар по корпусу, Аллен споткнулся и упал. Под громкие аплодисменты были зафиксированы первая кровь и первый нокдаун.
Второй раунд
Оба быстро отреагировали на призыв начать раунд, и Аллен сразу же принялся за работу, но Бен отвечал решительно и изощренно, чем удивил даже друзей. Наносить удары и блокировать приходилось обоим, и оба мужчины, очевидно, были настроены серьезно. Несколько раз они сходились в ближнем бою, и, наконец, Хоган был сбит с ног сильным ударом. Раздались крики о нечестной игре, но, поскольку Бен, который, очевидно, был фаворитом, показал себя лучшим в поединке, на этом заявлении настаивать не стали.
Третий раунд
Когда пришло время, оба мужчины вышли свежими и улыбающимися. Аллен сразу бросился в атаку, а Хоган пустил в дело левую, но не смог попасть. Они сцепились в клинче и били друг друга в шею и ребра, но в конце концов разошлись. Снова сблизившись, Аллен ударил слева, попал Хогану в нос и сбил с ног. Именно тогда Кэрролл и бандиты с запада начали действовать, и для Аллена всё обернулось так же, как и в его первом бою с МакКулом. Только закончился раунд, который был явно в пользу чемпиона, как веревки перерезали и в руках замелькали револьверы. К Аллену подошёл бандит из Омахи и, назвав его су-ным сы-ом, сказал, что он не выиграет ни при каких обстоятельствах. Том ответил, что он не заслужил оскорблений, потому что никогда не оскорблял никого из противников. Сразу стало ясно, что бой окончен.”
Поединок велся за официальный приз в размере 2000 долларов и дополнительную премию в 10000 долларов, но болельщики ставили на бойцов значительно большие деньги. Поэтому для Джона Булла и его ребят матч был чрезвычайно важен. Репортер упомянул лишь вскользь, но во втором раунде, когда Хоган, внезапно сложился пополам, схватившись за пах, Булл ворвался на ринг и стал требовать, чтобы победу присудили Хогану, потому что Аллен нарушил правила. Рефери отказался зафиксировать нарушение правил. Когда, получив еще один сильный удар в третьем раунде, Бен упал на землю, Булл и другие сторонники Хогана начали кричать: «Нарушение!» Рефери объявил, что поединок считается несостоявшимся, а все ставки аннулируются. Решение никого не устроило. Завязалась драка среди зрителей. Некоторые получили ранения, а один человек был убит.
Поединок завершился фиаско, или фарсом, или тем и другим сразу. Он занял ровно шестнадцать минут, и ни к каким спортивным достижениям не привёл. Как это было обычно в боксе девятнадцатого века, очень немногие оказались удовлетворены результатом. Сторонники Хогана считали, что его кинули. Сторонники Аллена были уверены, что его необоснованно лишили победы. Пресса возмущалась. Губернатор Айовы был потрясен действиями шерифа Даути и его неспособностью предотвратить позорное событие. А нам остаётся завидовать, что были времена, когда бокс был действительно азартным спортом, где даже зрители имели возможность размять кулаки.
(с) Свен Железнов
Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures
Читайте также:
Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: усатая мадам Дюмон
Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: самая суровая разборка в Канзасе
Криминальная Америка: ужасные братья Харп
Она вышла замуж за Дикого Билла Хикока
Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: Большой Фил Каннибал
Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: месть Фрэнка Итона