Как показывает история, главным ключом к успеху гуситов (участников народно-освободительного движения в средневековой Чехии) на поле боя была гуситская полевая крепость, состоявшая из "боевых повозок" (градба возова). Обычно она имела по периметру прямоугольную форму и по возможности сооружалась на возвышенности.
Приближавшийся к такой крепости враг, неизменно встречался с губительным градом камней, стрел, арбалетных болтов, а также ружейным и пушечным огнём со стороны защитников крепости. Врагу редко удавалось добраться до вереницы фургонов, а если и удавалось, то его, скорее всего, стаскивали с сёдел специальными крюками и убивали гуситские воины, вооружённые различным древковым оружием, и защищавшие промежутки между повозками.
Решительный противник мог сделать несколько попыток сплочённой, массированной атаки, но в конце концов он начинал беспорядочно отступать, что служило сигналом для гуситской кавалерии выйти из своей полевой крепости и смести врага с поля боя.
В первых нескольких сражениях Гуситских войн, конница гуситов была, по общему признанию, немногочисленной и в основном формировалась из тех представитлей Богемской знати, которые сочувствовали их делу. Но позже были созданы конные отряды, состоявшие из вооружённых арбалетами всадников, и в конечном итоге появились достаточно большие отряды конницы, чтобы защищать фланги армии как в бою, так и на марше.
В заранее подготовленном месте крепость из боевых повозок могла быть окружена рвом, а между самими повозками для дополнительной защиты устанавливались передвижные деревянные щиты.
Иногда повозки, по-видимому, использовались и в наступательных целях, пробивая брешь в неприятельских рядах, как, например, это случилось в битве при Кутне в 1421 году. Хотя конечно и представляется сомнительным как эти тяжёлые, медленно движущиеся повозки могли двигаться с достаточной скоростью, чтобы прорваться а затем ещё и оторваться от более крупной армии, хорошо снабжённой кавалерией. Но факт есть факт – это каким-то образом стало возможно. Можно только предположить, что участок для атаки был тщательно выбран заранее и вероятно, защищался только немногочисленной пехотой. А сама атака была начата, когда враг не ожидал удара, и следовательно не успел к нему подготовиться, возможно, во время еды.
Орудия, установленные на многих повозках, несомненно, обеспечивали дополнительный поражающий эффект. Вполне вероятно также, что противник не был достаточно подготовленным, чтобы справиться с таким откровенно нетрадиционным для своего времени тактическим новшеством.
Хотя имперцы так и не научились эффективно бороться с гуситскими крепостями из повозок, вместе с тем они были настолько впечатлены успешным применением полевых укреплений гуситов, что даже сами предприняли несколько попыток подражать тактике своего врага, хотя в общем-то и безуспешно. Первая из таких попыток была предпринята при Тахове в 1427 году, когда армия во главе с кардиналом Генри Винчестерским построила большое количество повозок гуситского типа, опираясь на информацию, добытую шпионами.
Однако эта попытка, как и другие ей подобные, потерпели неудачу. Утром, в день предполагаемого сражения командиры имперцев обнаружили, что многие из их людей в панике бежали на тех самых повозках, которые были предназначены для строительства вагенбурга (крепость из повозок), как это было изначально запланировано. Количество бежавших оказалось настолько велико, что численность армии значительно сократилась. В итоге было принято решение не предпринимать никаких попыток вступить в бой с врагом без вагенбурга.
Спасибо, что дочитали статью до конца, значит было интересно, или как минимум любопытно)))
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
смотрите также: