Найти тему
Оксана Воронцова

Театр.

Казанский академический русский большой драматический театр имени В.И. Качалова
Казанский академический русский большой драматический театр имени В.И. Качалова

Если хочешь узнать истинное лицо города – сходи в театр. Если хочешь узнать душу города – загляни в лица актёров и послушай их голоса. Сколько на земле городов и городков, театральный мир которых меняет зрителя. Яркие огни пафосных театров больших городов и приглушённые, теплящиеся огоньки в небольших городках с чудом сохранившейся самобытностью. Конечно же, бывают города, в которых прекрасно сочетается и первое, и второе. Но справедливости ради надо отметить, что сохранить душу в «большом» городе гораздо сложнее.

Казань – город, театральная жизнь которого объединяет самые разнообразные культурные традиции. Конечно же, фаворит – драмтеатр. Название также объединяет цивилизации и эпохи. Вдумайтесь: «Казанский академический русский большой драматический театр имени В.И. Качалова». Каждое посещение Казани, по возможности, начинается с посещения этого театра.

Середина нулевых. Друзья в этот раз приобретают билеты на спектакль совсем неизвестного Молодежного театра, который расположен на берегу канала Булак (в переводе с татарского – «небольшая речка»). Называется так же незатейливо: «Молодёжный театр на Булаке». Небольшой театр на небольшой речушке. Мда… Что там? Пьеса Евгения Гришковца «Зима». Посмотрим…

Молодёжный театр на Булаке. Спектакль "Зима" по пьесе Е. Гришковца.
Молодёжный театр на Булаке. Спектакль "Зима" по пьесе Е. Гришковца.

…нет слов. На крохотном пятачке под самой крышей театра, в зале, где человек двадцать сотворили аншлаг, кругом всхлипывания. Не буду подбирать слова, чтобы описать эмоции. Кто не читал – прочтите. Кто не смотрел – посмотрите. До сих пор перед глазами сцена, в которой один из солдат шагнул прямо в зал. Прямо в своём белом маскхалате с вещмешком и военным оборудованием. Но его перемещение по креслам в зрительном зале никто не заметил. Мы все тогда были просто «убиты». В красивом сказочном зимнем лесу.

После спектакля я вспомнила, что в программке ниже названия «Зима» было напечатано: «Повесть о настоящих…». Каждый может дополнить фразу по-своему. Мне ничего не хочется дополнять. Евгений Гришковец посещал Молодёжный театр на Булаке. А чуть позже этот театр получил его имя.

… и всё же нельзя уехать из Казани, не посетив «качаловский»! Когда потом? Неизвестно…Что там сейчас? Шлю?.. Что? Шлюха? Американская? Мир сошёл с ума!

-3

Благодаря всезнающему интернету узнаю, что автора «Шлюхи американского капитана» Ираклия Квирикадзе называют «грузинским Феллини», и его работы действительно напоминают стиль итальянского режиссера. В Советском союзе на его сценарии наложили запрет, а после — они стали востребованы и в Америке, и в Европе. На конкурсе Хартли-Меррил Прайд в США произведение "Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком" был признан лучшим сценарием в 1990 году. Премьера в театре состоялась в октябре 2002 года. Спектакль принимал участие в фестивале "Театр без границ" в г. Магнитогорск (2003 г.) и на Международном фестивале в Марселе (2006 г.), с успехом прошел на гастролях в Нижнем Новогоде (2003 г.), Москве (2005 г.), Краснодаре (2007 г.), Екатеринбурге (2008 г.), Ульяновске (2009 г.).

Спектакль Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова "Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком".
Спектакль Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова "Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком".

Сюжетная конструкция постановки отличается сложностью и многоплановостью. Взрослый сын бывшего американского солдата Эрвина пытается побольше узнать о своих русских корнях и беседует с отцом о прошлом. В рассказах старика разворачивается широкая панорама российской действительности от послевоенных лет до хрущёвской «оттепели».

Спектакль Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова "Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком".
Спектакль Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова "Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком".

…теперь в зале не всхлипывания. Это просто канонада. Общая. Причём зрители не стесняются слёз и тихих, но страстных рыданий. Зал покрыт волнами человеческих плеч, которые то и дело вздымаются и перекатываются от дальних рядов к сцене. Мы все, не стыдясь слёз, просто стараемся потише всхлипывать и шмыгать носами «не так громко», чтобы разбросанные по залу эмоции не выплеснулись случайно на сцену и не помешали актёрам в их игре – нашей жизни.

«…Маленькая комната старого Эрвина Кристофера забита коробками из-под обуви, виски и вина. В коробках старые газеты, журналы. В аквариуме плавает большой сазан. Рыба смотрит на старика, который спит перед тарелкой остывшего супа. Это Эрвин Кристофер, отец Френсиса, дед Пегги. Раннее утро. Тихо. Слышен только глухой звук тыкающего нос в стекло сазана. Раздается резкий звонок в дверь. Старый Эрвин открывает глаза. Встает, распахивает дверь. Перед ним Френсис и Пегги.

– Папа! Ты дома!!! Эмерсоны меня напугали…

– Дураки…

Пегги победоносно смотрит на отца, вбегает в комнату.

– Ты не хочешь поцеловать меня?

– От тебя пахнет вином… Кислым и дешевым…

– Почему дешевым?

– Мама говорит, дешевым…

– Скажи своей маме, пусть пришлет ящик дорогого, я и его выпью…

Старик Эрвин, крупнотелый, в мятой рубашке, прикуривает огрызок сигары. Руки его при этом чуть дрожат.

– Папа, мы с Пегги едем в Россию…

Услышав это сообщение, старик поднял глаза к потолку:

– Россия, Россия… Где это?

– Папа, не дури…

Эрвин достает изо рта сигарный огрызок, обтирает его об рукав и дает почему-то девочке:

– Приедешь в Россию, затянись несколько раз и выпусти дым.

– Хорошо. Пусть Россия завоняет тобой…».

Э. Фардеева и И.Славутский в постановке Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова "Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком".
Э. Фардеева и И.Славутский в постановке Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова "Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком".

Кто не читал – прочтите. Кто не смотрел – посмотрите. Интернет позволяет сделать это в любое время. Именно в интернете два дня назад я узнала о дне рождения Эльзы Фардеевой, благодаря которой образ главной героини – Сони Филипповой навсегда остался в памяти. Её наготу, как и наготу булгаковской Маргариты, зритель перестал воспринимать отдельно от происходящего через несколько секунд. Это талант. Талант автора, режиссёра и актрисы. Её нагота – важнейший участник действия. Она обнажила всё то, что, возможно, хотела бы скрыть история, но не может скрыть жизнь.