О том, как дикий лебедь стал ручным и охранял дом своей хозяйки, я написал в статье «Не стреляйте белых лебедей». Сейчас, как Вы поняли из заголовка, речь пойдёт о глухарке.
Большинство работ, которые проводятся в заповедниках, подразумевает длительные периоды наблюдений за различными видами населяющих его животных. Одним из таких объектов является белка. Причём здесь белка, если в заголовке указана глухарка? Сейчас объясню. Дело в том, что нужно было выяснить, насколько далеко мигрируют белки, насколько отличается один год от другого по количеству мигрантов, какую площадь занимают оседлые особи. Всё это можно было выяснить при отлове и мечении зверьков. Для этого надо было придумать живоловушки, способы мечения белок и, что очень важно, ежегодно в одни и те же сроки проводить отлов зверьков. Когда насторожены ловушки, их проверяют дважды в сутки в любую погоду в одно и то же время.
Рядом с путиком, тропой, вдоль которого расставлены ловушки, находился большой муравейник. Эльвира Николаевна, которая проверяла ловушки, заметила, что каждый год в июне месяце этот муравейник кто-то разоряет, муравьи вновь собирают его. Потом обнаружила на нём перья глухарки, встречала на тропе маленьких глухарят. Глухарка устроила из муравейника порхалище, своеобразную для них «баню» и приводила на него свой выводок. К осени птенцы подрастали, превращались в красавцев самцов и скромно окрашенных глухарок, выводок распадался, и птенцы расселялись по окрестным лесам. Наступала новая весна, за ней лето, и глухарка опять приводила уже новый выводок на этот же муравейник. Но однажды встреченная на тропе глухарка не стала уводить свой выводок, а стала нападать на Эльвиру Николаевну. Удары крыльями и клювом, конечно, не смертельные, но кому охота получать ушибы и синяки? Пришлось отступить, снять с плеча полевую сумку, в которой хранится всё, что нужно для мечения белок, и, защищаясь ей, протиснутся по тропе мимо глухарки. На следующий день повторилось то же самое. Теперь Эльвира Николаевна уже заранее, подходя к этому месту, приготавливала полевую сумку. Потом птенцы подросли, и весь выводок перешёл на другое место.
Возникает вопрос, почему глухарка стала нападать? Может быть, нам поможет опыт работниц глухариной фермы, которая была создана при Дарвинском заповеднике. Там к одомашниваемым птицам работницы заходили в вольер, защищаясь щитами из фанеры. Птицы не боялись людей и нападали. У нас в заповеднике никто не рассказывал, чтоб в дикой природе птицы вдруг проявили агрессию против человека. Здесь же, на ловушечной линии, глухарка привыкла к человеку, почувствовала силу и решила «качать права». Уверен, что что-то похожее происходит и с медведем, которого прикармливают или подкармливают люди. Сначала сосуществование рядом, затем потеря страха, а потом и нападение.