Найти тему
Умный учебник ЕГЭ

Как написать сочинение по русскому языку?

Оглавление

На основе проанализированных мною сочинений, написанных Вами в рамках ЕГЭ по русскому языку, у меня появилась возможность, с одной стороны, указать на общие ошибки, допущенные в работе, с другой стороны, дать подробные рекомендации универсального характера по выполнению данного задания.

Что такое композиция сочинения?

Композиция - это способ организации письменного материала, четкая структура сочинения.

Композиция Вашего сочинения должна состоять из следующих значимых частей:

1) Преамбула (введение, вступление);

2) Тезис (обозначение проблемы);

3) Первый пример-иллюстрация;

4) Пояснение (раскрытие) первого примера-иллюстрации;

5) Второй пример-иллюстрация;

6) Пояснение (раскрытие) второго примера-иллюстрации;

7) Смысловая связь между примерами и анализ этой связи;

8) Отражение авторской позиции;

9) Согласие (либо несогласие) с позицией автора и обоснование своей точки зрения;

10) Вывод.

Почему нужно начинать свое сочинение с преамбулы?

Еще по практике написания итогового сочинения по литературе, Вы знаете, что любое эссе-рассуждение нельзя начинать с потолка, с прямого ответа на вопрос, с формулировки проблемы. В противном случае Вы теряете балл по критерию № 5 за смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Экзаменатор настойчиво подчеркивает, что «при любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерение пишущего, без него невозможны смысловая цельность, связность и последовательность текста», иными словами, без вступления, вводных слов и замечаний коммуникативная задача не может быть осуществима.

Поэтому не рекомендуется с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения начинать свое сочинение с прямого указания проблемы.

Что такое преамбула?

Преамбула — введение, вступление, вводная или вступительная часть письменной работы. Преамбула должна «подвести» читателя к проблеме, поэтому, с одной стороны, должна быть связана с проблемой, с другой стороны, в общих чертах ее описывать.

Как формулировать преамбулу?

1. Начало сочинения – определение круга вопросов или ряда проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.

Какова роль поэзии в формировании духовного опыта человека? Почему надо любить поэзию, почему ее надо воспринимать вдумчиво? Какими качествами должен обладать настоящий поэт? Над этими и многими другими вопросами задумывается автор текста, российский и советский писатель Е. А. Евтушенко (преамбула).

2. Начало сочинения – определение проблемных аспектов повествования.

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек – это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я лишний раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

Что такое проблема и как ее формулировать?

Проблема – это предмет размышлений, размышление автора (повествователя) – это постановка проблемных вопросов с развитой системой аргументации и осмысления. Иными словами, проблема – это не то, о чем текст, а то, о чем размышляет автор.

Как правило, с определением проблемы не возникает ошибок, в то же время многие школьники неверно формулируют проблему, наивно полагая, что проблема – это выражение субъективного взгляда на интерпретацию текста. Иными словами, действуют по принципу: как захочу, так и сформулирую – это мое мнение. В этом случае проблему не зачтут, поэтому сочинение потеряет целых восемь первичных баллов.

Кроме того, экзаменатор подчеркивает, что недопустимо неоправданное расширение проблемы: «Автор, рассказывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»; «Случай, который показывает нам Н. Воробьев, раскрывает глубокую нравственную проблему, которая была и есть актуальна»; «О чем этот текст? Только ли о войне? Нет, этот текст о нас с вами, о нашем времени, о том, что мир прекрасен, а красота его нерушима». Такие формулировки неприемлемы.

Категорически недопустимо проблему выражать одним словом или словосочетанием, об этом также пишет экзаменатор-эксперт.

Экзаменатор в связи с этим отмечает, что «ошибки этого типа зачастую вызваны либо не вполне грамотным педагогическим руководством со стороны преподавателя, либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий. Эти ошибки возможны нескольких типов: модели ответов, предлагаемых в инструкции по проверке и оценке работ используются по грамматической структуре формулировки (управление формой родительного падежа: проблема чего?), но такие формулировки-клише не являются универсальными и могут быть неуместными в работе с текстом».

Иными словами, черным по белому написано, что НЕЛЬЗЯ выражать проблему таким образом: «Автор в своем тексте поднимает проблему неразделенной любви, мнимых ценностей, красивой осени и проч.».

Как можно выражать проблему?

Первое: если не можете выразить развернуто, то хотя бы постарайтесь подобрать больше двух слов. Например, «Писатель Сергей Михалков ставит очень актуальную проблему – проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве».

Второе: проблема должна быть выражена четко и конкретно, выражена с Ваших слов без ссылки на чей-либо источник.

Один из учащихся написал: «Герои романа утверждают, что на свете все-таки существует настоящая, верная, вечная любовь. Но так ли это? Возможно ли существование такой любви и какую роль она играет в романе?».

Проблема определена правильно, но не нужно было здесь ссылаться на героев. Нужно было написать так: «Проблема, поставленная в тексте, заключается в сложном и неоднородном размышлении о том, существует ли настоящая, верная, вечная любовь. Возможно ли существование такой любви и какую роль она играет в романе?».

Третье: лучше проблему выражать развернуто, шаблонно:

Указанный выше круг вопросов позволяет сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста: роль поэзии в развитии духовной биографии человека, в формировании его эстетического вкуса (проблема).

Четвертое: проблему можно развернуть в виде подробных вопросов.

«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»

Что такое пример-иллюстрация и обязательно ли к нему пояснение?

Как отмечает экзаменатор, комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь. Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, пример-иллюстрация – это конкретные эпизоды из текста, доказывающие, что проблему Вы поняли верно.

Автор может раскрывать проблему на примере жизненного и мировоззренческого опыта своих героев, участников события, описанных в тексте, на примере собственных размышлений о тех или иных вопросах, связанных с проблемой, на примере конкретных сюжетных ситуаций. Именно поэтому нельзя писать так: «Автор раскрывает эту проблему на примере Маргариты». Нужно так: «Автор раскрывает эту проблему на примере истории любовных взаимоотношений Мастера и Маргариты».

Комментарий может быть текстуальным, то есть объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы, комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Многие школьники привлекают примеры, не связанные с проблемой. Это в корне неверно. Например, ученик пишет, что проблема текста – «бездуховность и моральное падение общества» (по тексту Булгакова о представлении в Варьете). А пример-иллюстрация у него посвящен рассказу о том, как один из зрителей предложил оторвать голову лицемерному конферансье. Получается, что мотив оторванной головы каким-то странным образом доказывает нравственное опустошение общества, однако вспомним, что зритель не всерьез предложил оторвать голову, с его стороны это была шутка, а плохое чувство юмора отдельно взятого человека не может доказывать степень морального падения и опустошения общества.

Пояснение к каждому примеру-иллюстрации обязательно.

Чтобы получить высший балл по данному критерию, экзаменуемый должен привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста, каждый пример пояснить и указать смысловую связь между примерами.

Многие это требование игнорируют, ссылаясь на то, что исчерпывающий пример – это и есть пояснение, однако это заблуждение.

Как выглядит пример с пояснением (из работы учащегося):

«Автор раскрывает эту проблему на примере мировоззренческого опыта известного поэта А. С. Пушкина. Для Александра Сергеевича незапятнанная честь - это самое важное, чем должен обладать каждый мужчина и отец семейства. Как считает великий писатель, честь нужно отстаивать любыми способами, даже радикальными. Для поэта было важно участвовать в дуэли, тем самым пожертвовать жизнью во имя семьи, близких и собственной репутации. Блюсти честь и достоинство для него было главной жизненной миссией.

Приведенный пример-иллюстрация к проблеме показывает, что Пушкин до конца своей дней защищал свою честь. Для него как для дворянина и отца семейства важно было сохранить в сознании потомков свое чистое благородное имя».

Обязательно ли пояснение примера-иллюстрации выносить в отдельный абзац?

Нет, это не является жестким требованием. Экзаменатор дает Вам право выражать пояснение к проблеме микровыводом на основе анализа, синтеза или обобщения.

Например, таким образом:

«Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимания на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути».

В данном отрывке сочинения пояснение к примеру-иллюстрации дано в последних двух предложениях.

В то же время я настоятельно Вам рекомендую каждый пример-иллюстрацию и пояснения к ним не только писать отдельным абзацем, но и выделять определенным речевым шаблоном. Это связано с тем, что, во-первых, мало кто из учащихся корректно умеет делать умозаключения после приведенного примера, во-вторых, нужно облегчить задачу проверяющему и наглядно выделить фрагмент с пояснением, тем самым обезопасив себя на тот случай, если эксперт не станет особо вчитываться и искать, что и где у Вас там спрятано. Таким образом, вынося пояснение к проблеме в отдельный абзац и выделяя его определенным речевым шаблоном, Вы не оставите шансов проверяющему не обнаружить в Вашем сочинении значимый фрагмент.

НАПОМИНАЮ, ЧТО ПОЯСНЕНИЕ ПИСАТЬ НУЖНО К ДВУМ ПРИМЕРАМ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМ, после чего – указать смысловую связь между двумя примерами.

Кроме того, автор обращается к жизненному опыту своего отца, который воспитал в нем любовь к поэзии. Как отмечает Е.А. Евтушенко, его родитель очень любил поэзию, прекрасно читал ее наизусть, умел объяснять ее не рационально, а красотой чтения (ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ).

Приведенный пример-иллюстрация к проблеме доказывает, что только проникновенное отношение к стихам, истинная любовь к поэзии способны сформировать читательский опыт и духовную биографию человека (ПОЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА-ИЛЛЮСТРАЦИИ).

Что такое смысловая связь между двумя примерами?

Смысловая связь между примерами должна быть представлена в конкретных логических отношениях: примеры могут дополнять друг друга, могут быть противопоставлены друг другу, могут прояснять друг друга и проч. В связи с этим Вам необходимо указать конкретно, в каких логических отношениях находятся приведенные Вами примеры-иллюстрации.

В данном фрагменте сочинения не указана смысловая связь между примерами:

«Все сказанное выше приводит к закономерному выводу о том, что встреча героев была судьбоносной и подарила им истинную любовь».

Нужно было написать так: «Приведенные выше примеры-иллюстрации ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА и повествуют о том, что встреча героев была судьбоносной и подарила им истинную любовь».

Что такое авторская позиция?

Авторская позиция – это точка зрения автора текста (рассказчика, повествователя) по поставленной им проблеме. К примеру, если писатель поднимает проблему важности чтения в детстве – в период становлении личности человека, то его позиция – это определенным образом выраженная точка зрения по поводу данной проблемы: автор, к примеру, считает, что вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.

Выражать авторскую позицию можно так:

«Автор считает, что вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

Как написать отношение к позиции автора по проблеме исходного текста?

Обосновать свою точку зрения по поводу позиции автора на заявленную в тексте проблему – это значит привести ряд суждений, подтверждающих генеральный тезис. Это не исключает возможности использования аргументов из литературы. Однако участник экзамена может обойтись и без этих аргументов, приведя ряд суждений по этому поводу.

Обоснование своей позиции должно быть подкреплено либо примерами из литературы, кинематографа и проч., либо примерами из жизненного опыта. Но примеры из жизненного опыта не равны субъективному мироощущению, то есть НЕ НУЖНО ЗДЕСЬ ПИСАТЬ О СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, О СВОИХ ЗНАКОМЫХ, ДРУЗЬЯХ, ВОЗЛЮБЛЕННЫХ. Примеры из жизненного опыта – это ваши личные наблюдения на основе анализа СМИ, биографии известных людей, либо это связное рассуждение (аргументация) по позиции автора.

Какими аргументами можно доказать свою позицию?

1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

5. Законы природы.

6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения).

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.

10. Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.

11. Цитата из авторитетного источника.

12. Мнение специалиста, эксперта.

13. Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории.

14. Мнение очевидцев.

15. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).

16. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Совершенно недопустимо писать в обосновании своей позиции заведомо ложные сведения. К примеру, один из учащихся, размышляя о том, что нужно существенно ограничивать свои материальные потребности, в качестве аргумента, доказывающего его суждение, приводит такое криминальное явление, как коррупция. И далее написал буквально следующее: «Не могу утверждать, что коррупция есть в России, но все-таки где-то есть». Данное суждение, во-первых, является заведомо ложным, потому что во всех странах, к сожалению, есть коррупция, во-вторых, оно противоречит фактам криминологической статистики (на сайте МВД, на сайте Генеральной Прокуратуры). Нельзя писать такие наивные доводы, противоречащие фактам.

Сочинение должно завершится выводом, аннотацией вашей основной мысли.

Например, так: "Таким образом, не каждому дано осознать истинный смысл чести, но нужно стремиться к тому, чтобы жить по законам благородства и достоинства. С незапятнанной репутацией открыты все дороги, а бесчестный человек останется у разбитого корыта".

Напишите свои вопросы, пожалуйста. Чем больше вы спрашиваете, тем больше понимаете, а значит, тем лучше будет Ваше сочинение.