Приветствую вас, друзья.
Если честно, то мне всегда был непонятен этот термин, точнее, даже ярлык. На мой взгляд, уровень интеллектуальности текста – понятие исключительно субъективное и зависит не столько от писателя, сколько от читателя – его интересов, уровня интеллекта, особенностей мышления и т. д. Для кого-то и «Сказка о курочке Рябе» полна глубинных смыслов и сложной символики, а для кого-то и «Анна Каренина» просто скучный любовный роман со странным концом.
К тому же, если предположить, что часть литературы интеллектуальная, то получается — вся остальная лишена интеллекта? Мне такая дифференциация не нравится. Поэтому я решила сама разобраться в этих «непонятках» и поделиться с вами мыслями по поводу интеллекта в литературе.
Интеллектуальная проза и развлекательная литература
Как утверждают словари и пособия по современной литературе (и я с ними согласна), интеллектуальная проза – это не проза для интеллектуалов и не литература для развития интеллекта. Тогда что это?
Попробуем пойти по пути сравнения двух понятий, которые часто противопоставляют друг другу: «развлекательная литература» и «интеллектуальная проза». Есть ещё третий вид – познавательная литература, но её пока касаться не буду.
Под развлекательной литературой понимается такая, что служит для получения удовольствия, релаксации или острых ощущений и не требует мозговых усилий. То есть легко читается, позволяет приятно провести время и не напрягает. Я считаю, что это в целом вполне достойные задачи для литературы в настоящее время, когда и в реале полно проблем и «мозговыносных» задач. Поэтому литература используется в качестве этакой психотерапевтической разгрузки.
А вот интеллектуальная литература, в отличие от развлекательной, требует серьёзной мыслительной работы, погружения в текст, внимательного, вдумчивого чтения и часто немалых усилий для понимания замысла автора. И читают такую литературу, получается, не для приятного времяпровождения. А для чего?
Видимо, для этой самой напряжённой мыслительной работы. Это как в тренажёрном зале. Зачем человек приседает со штангой в 80 кг, когда легче и проще без штанги, а ещё проще вообще лежать на диване с книжкой? Чтение интеллектуальной прозы – это как спорт, здесь тоже есть испытание себя и удовольствие, когда, наконец, продрался через очередной умный текст и понял ключевые идеи автора, понял его замысел и почувствовал себя не глупее писателя, создавшего такую сложную для понимания вещь.
Признаки интеллектуальной прозы
Чтобы работать в жанре интеллектуальной прозы, недостаточно писать сложно и запутанно. Нередко авторы, книги которых не слишком восторженно принимают читатели, говорят, что их произведения «не для среднего ума», что они пишут интеллектуальную прозу. Так ли это? Или их тексты просто бессмысленный поток сознания и набор слов, понятный лишь для них самих?
Можно выделить несколько признаков интеллектуальной литературы, которые отличают её от развлекательной. Кстати, и это важно: наличие перечисленных ниже признаков не означает, что текст не может доставить удовольствия и служить для развлечения. Самые лучшие произведения литературы многослойны, они могут служить и для серьёзных размышлений, и для удовольствия. Вот такая литература – это высший пилотаж.
Но всё-таки о признаках интеллектуальной прозы.
Концептуальность. В интеллектуальной прозе автор философски осмысливает бытие, какой-то его важный аспект и создаёт собственную теорию, концепцию бытия. Эту концепцию он раскрывает литературными средствами – через сюжет, поступки героев, их характеры, устройство созданного автором мира. А также с помощью авторских рассуждений, интерлюдий, ремарок. Презентация идей автора и есть главная цель произведения, а все остальное – средства.
Литературные эксперименты. Они проявляются в выборе необычных выразительных средств, странного сюжета (или в его отсутствии), формы произведения и т. д. Например, «Хазарский словарь» Милорада Павича. В нём нет сюжета, а есть отдельные истории и записи о разных событиях, а иногда об одних и тех же событиях, но с разного ракурса. Это своеобразная, разбросанная по нескольким книгам мозаика, которую собирает читатель.
Активное вовлечение читателя в текст, точнее, в дискурс произведения. В интеллектуальной прозе постоянно идёт диалог между писателем и читателем, он требует от читающего реакции, осмысления и переосмысления, получаемой информации. Необходимо делать те выводы, на которые рассчитывал автор, к которым он подводит своим повествованием. Такой сложный диалог способен поддерживать не всякий читатель, да и не всякий хочет. Это довольно утомительно, и произведения интеллектуальной прозы нередко закрывают не дочитав.
Интертекстуальность. Такая литература всегда вовлекает в свою сферу множество чужих идей и произведений. Интеллектуальная проза полна аллюзий и отсылок и требует от читателя не только напряжения мысли, но и разнообразных знаний. Так, не все поймут отсылки к «Декамерону» Дж. Боккаччо или к стихам Хуаны Инесс де ла Крус.
Внеформульность и внесерийность. Несмотря на то что интеллектуальная проза может быть разных, в том числе популярных жанров (фантастика, фэнтези, детектив), её сложно «поставить» в серию, так как серии создаются под развлекательную литературу. Это тот неформат, который невыгоден издательствам, за исключением общепризнанных имён. Хотя, например, ЭКСМО его издает.
Интеллектуальная проза не является и формульной литературой. Более того, её авторы разными способами стремятся избегать формул и шаблонов, ломать стереотипы, часто шокирую читателя своим откровенным литературным эпатажем. Однако важно наличие первого признака – концептуальности. Без него эпатаж не имеет никакого смысла и становится никому не нужным оригинальничанием.
Стилистическая избыточность. Проявляется она не только в разнообразных экспериментах со стилем, но и в намеренном нарушении лексических норм, например, использование ненормативной и даже обсценной лексики, в стилистических и речевых ошибках, в играх с фразеологизмами и т. д. Делается это тоже для разрушения общепринятых стандартов. Однако и этот приём не является самоцелью, а служит для передачи замысла автора.
Современная интеллектуальная проза
Первым термин «интеллектуальный роман» ввёл Томас Манн, подразумевая под ним литературу, осмысливающую реальность, воплощающую повседневную жизнь в художественных образах. Но жизнь меняется, так же как и способы и формы её осмысления и воплощения.
К авторам, работавшим в этом жанре в первой половине XX относят Т. Манна, Г. Гессе, А. Белого, М. Булгакова, Е. Замятина, А. Камю, Ж. Сартра, Ф. Кафку, Э. М. Ремарка и др.
Чем ближе к нашему времени, тем больше в интеллектуальной прозе сюрреализма, философской фантастики и магического реализма. Признанными писателями этого жанра в настоящее время называют К. Воннегута, Дж. Джойса, У. Эко, М. Павича, Л. Улицкую, Дж. Ирвинга, Дж. Фаулза, В. Пелевина и многих других менее известных. В издательстве ЭКСМО, кстати, выходит серия «Интеллектуальный бестселлер». Не всё здесь в равной степени интеллектуально, и далеко не все произведения можно отнести к бестселлерам, но те, кому интересно, могут полюбопытствовать, кто из авторов туда попал.
На этом заканчиваю. Если кого-то заинтересуют статьи, близкие по теме, может заглянуть по ссылкам.
"Интертекстуальность, или Всё уже придумано до нас"
"Формульная литература: почему она бесит "критиков"
"Время аллюзий"