В России нет конфликта между «Востоком» и «Западом», потому что она как уникальная евразийская цивилизация есть уже исторический состоявшийся цивилизационный и духовный (поскольку Россия – «духовная цивилизация») синтез «Востока» и «Запада»
Русскость есть русская мера этого синтеза, которая подкреплена исторической и цивилизационной миссией русского народа, русской культуры и русского языка – быть «скрепом» российской цивилизации, служить основой евразийской кооперации народов-этносов, живущих на территории России.
Эта роль русского народа особенно выпукло проявилась в период особенно грозного и трудного исторического испытания СССР (и России в качестве советской цивилизации) в годы Великой Отечественной войны. И этоИосиф Виссарионович Сталин, и как глава советского государства, и как Верховный Главнокомандующий, во время торжественного приема в Кремле, данного в честь Великой Победы 24 июня 1945 года, отметил в своем знаменитом тосте за «русский народ», как руководящую силу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Значение этой величественной миссии русского народа и русского человека я особенно ощутил во время посещения «Ржевского мемориала советскому солдату» под Ржевом 10 августа этого, 2020-го, года. Этот величественный памятник передал нам величайший дух советских бойцов всех национальностей, сражавшихся за Советскую Родину, в том числе – и дух русского человека, дух русского народа, рядом с которым воевали величайшие русские полководцы, запечатленные на орденах этой войны: А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов, Ф.Ушаков, П.Нахимов.
Еще раз подчеркну, что Россия как «духовная цивилизация» есть «Цивилизация Правды». Поэтому русская духовность есть «духовность правды».
Приведу ряд высказываний известных русских ученых и мыслителей, разделенных достаточно большими историческими промежутками времени.
Михаил Васильевич Ломоносов, научное и духовно-культурное творчество которого А.С.Пушкин назвал нашим «университетом», так сказал о правде :
«Люблю правду всем сердцем, как всегда любил и любить буду до смерти».
Владимир Иванович Вернадский, наш ноосферный гений ХХ-го века, как будто продолжая мысль Ломоносова, спустя более 150 лет, записывает как свое сокровенное :
«Ищешь правды, и я чувствую, что могу умереть, могу сгореть, ища её, но мне важно найти её, эту правду, как бы горька, призрачна и скверна она ни была!».
Русский и советский философ-марксист Владимир Георгиевич Комаров в своей монографии по социальной философии «Правда: онтологическое основание социального разума», опубликованной благодаря усилиям другого русского и советского философа-марксиста и известного политэконома В.Я.Ельмеева в 2001 году, после смерти автора этой монографии, придал понятию «правда» категориальную функцию и поднял её на высший уровень категориальной системы, описывающей онтологию социального разума.
Без познания «онтологической правды» или «правды истории» «социальной разум» остаётся в «ловушке» лжи истории, или онтологической лжи, и в этом качестве обречен на гибель.
И в этом контексте служение онтологической правде и есть русскость, и есть истинная русская, и на её базе – истинная советская, философия.
По В.Г.Комарову, понятие «онтологическая правда», как «правда истории», снимает иллюзорные покровы «с философии прагматизма», которая по своей сущности есть «мышление в пределах объективных социальных видимостей», порождаемых «фетишистскими рыночными реалиями» . Он вводит понятие «жизнеобеспечивающий труд», который есть «труд принципиально необсуждаемый», и в котором проявляется «фундаментальная сущностная связь между рабочей силой, её функцией – трудом и продуктом соответствующей деятельности – жизнью как движением общественной формы материи» .
Онтологической правде или правде истории противостоит онтологическая ложь или ложь истории, за которой скрывается отчуждение человека в рыночно-капиталистической системе бытия и от своего труда, от себя и своего предназначения, и как следствие – от истории, которую он воспроизводит своим трудом.
В.Г.Комаров так характеризует основания и истоки временного пребывания в истории «псевдоправды истории» или «онтологической лжи» :
«Не обладая универсализмом и всеобщностью правды истории, её антипод – ложь истории – всё-таки существует, но только как несамостоятельная, паразитарная форма бытия псевдоправды истории, выдающей себя, разумеется, за правду… псевдоправда (ложь) истории есть не более, чем объективная материальная кажимость, заимствующая чужую сущность – сущность правды истории. Когда правда в очередной раз достигает возобладания над неправдой, когда начинается процесс генерализации правды истории, что происходит обычно в период демократических подъемов революций, выглядящих катастрофами главным образом в глазах господствующих «верхов», тогда ложь истории рассыпается в прах и раскрывается ничтожность её внутренней определенности. То, что в онтической/онтологической лжи истории было заимствованием у правды, в такие моменты подвергается разоблачению в качестве пустой внешней видимости» (выдел. мною, С.А.).
Русскость есть постоянное духовное устремление русского народа к правде Истории, к онтологической правде. И как интегральное цивилизационное основание истории России, оно превращает российскую цивилизацию в «исторического предиктора».
В монографии «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке» я указывал :
«Самый большой в мире пространственно-временной хронотоп государственности и бытия России делает её уникальной и единственной.
«Бесформенность» России, на которую сетуют «политики» и «эстеты» западного толка (на что обращает внимание А.С.Панарин ), является относительной, кажущейся. Она «бесформенна» для западного взгляда намного меньшей масштабности и поэтому непривыкшего иметь дело с «формами» другого, на порядок масштабнее, пространственно-временного (хронотопического) континуума.
Оформленность российской цивилизации крупномасштабна.
Такая особенность российской цивилизации и порождает логику её Истории.
Амплитуда «исторической волны» в России (глубина её кризисов) является амплитудой (глубиной кризисов) всей Истории человечества. Вот почему крупные исторические события в России несут в себе смысл «исторических предикторов», поскольку в ней как бы проявляется «геном» будущего человечества.
«Большое пространство и время» исторически могут быть освоены только кооперацией, только с помощью механизма «любви», которая в цивилизационной логике есть механизм притяжения и стяжения «большого пространства», чтобы оно не распалось».
Россия как Цивилизация Правды снова в XXI веке начинает «говорить» с миром «языком» онтологической правды – правды истории, которая состоит в переходе человечества к ноосферной истории – в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма .
Именно Эпоха Русского Возрождения с её ноосферно-космической устремленностью подарила миру в первой половине ХХ-го века, в советскую эпоху, учение о ноосфере В.И.Вернадского, которое перерастает в начале XXIвеке в Ноосферизм – научно-мировоззренческую систему XXIвека и одновременно стратегию спасения человечества от экологической гибели .
Правда Истории приобретает ноосферное содержание. Она уже через появление в конце ХХ-го века первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы «подписала», повторю еще раз, экологический приговор всей рыночно-капиталистической системе на Земле, приобретшей вид строя мировой финансовой капиталократии и его «спутника» в виде системы экономического колониализма. Капитализм превратился в «онтологическую ложь», задержка в «пространстве» которой грозит человечеству экологической гибелью, т.е. небытием.
Русский и советский философ Валерий Николаевич Сагатовский в 1994 году, осмысливая новое содержание «русской идеи» на рубеже ХХ и XXIвеков, так её конкретизировал в виде категориальной цепочки, характерной для русской философии : Соборность - Всеединство - Софийность
По Сагатовскому соборность конкретизируется с помощью категорий всеединства и софийности и все три категории служат основаниями идеала «Общего дела» (по Н.Ф.Федорову), который есть созидание ноосферы. Здесь Сагатовский «философию Общего Дела» Н.Ф.Федоров объединил с учением о ноосфере В.И.Вернадского.
XXI век есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома и одновременно ноосферная социалистическая революция, включающая в себе «Роды Действительного – Ноосферного – Разума» .
Русскость российской цивилизации как выражение исторического синтеза «Востока» и «Запада» приобретает ноосферный масштаб.
Русский Прорыв человечества к социализму в форме Великой Русской Социалистической Революции в 1917 году перерастает в XXI веке в Русский Ноосферный Прорыв человечества. И так будет. Потому что альтернатива ноосферной парадигме развития человечества – его экологическая гибель по рыночно-капиталистическим причинам.
Александр Субетто