СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ "SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ"
Рассматривая старые альбомы, или фотографии с произведениями искусства, сталкиваешься с фразой «местонахождение неизвестно». Для исследователя это всегда досадно. Как теряются произведения искусства? В России этот вопрос возникал неоднократно. Революция и гражданская война. Национализация частных коллекций. Продажа за валюту на запад. Великая Отечественная война, разграбление национального достояния немецкими войсками и их союзниками. А ещё эвакуация произведений из одних музеев в другие. С развалом СССР в 1990-е годы снова стали нередки разграбления…
Ещё вариант (это характерно для произведения XX века), когда в 1950-1980-е годы произведения экспонировались и известны по каталогам, а после пропадали из поля зрения. Куда? Либо оказывались в частных собраниях, когда владелец не показывал их, либо, чаще — на чердаках наследников. Автору доводилось обнаруживать наследие советских художников 1920-1970-х годов у наследников на запылившихся антресолях.
Но бывали и случаи передач из крупных музеев страны в музеи республиканские. Когда, например, из Третьяковки и Эрмитажа произведения передавались в республики — в Ереван, Минск, Киев, Баку, Тбилиси, Бишкек. А что это означает сегодня? То, что восстановить утраченные связи сложно. Контактов в сфере культуры на постсоветском пространстве стало несравненно меньше. Иногда их просто нет! Часто контакт — это общение между двумя специалистами музеев, а не между самими музеями.