Битва при Патэ 1429 г. являлась апофеозом победоносной Луарской кампании, проводимой французскими войсками под руководством Жанны Д’Арк. Опираясь на Орлеан, французские отряды занялись освобождением от англичан городов и опорных пунктов по Луаре, имея основной целью обеспечить безопасный путь упиравшегося дофина Карла на коронацию в Реймс.
Французские силы, находившиеся под началом опытных полевых командиров Жана де Дюнуа (фр. Jean de Dunois), Этьена де Виньоля (фр. Étienne de Vignolles), Потона де Сентрая (фр. Jean Poton de Xaintrailles) и герцога Алансонского (фр. Jean II d'Alençon) были хорошо укомплектованы и отлично оснащены для ведения осадной войны.
Войска включали значительное число рыцарей и оруженосцев, а также пеших солдат, вооружённых гизармами, топорами, арбалетами и свинцовыми молотами. Имелось большое количество огнестрельного оружия и серьёзный артиллерийский парк. Общая численность отрядов достигала 8 тыс. человек, но, при поступлении известий о победах, войска интенсивно пополнялись рыцарями и солдатами удачи.
Несмотря на серьёзные успехи, французы ещё с опаской относились к противнику. Считалось, что «две сотни англичан с лёгкостью обратят в бегство тысячу французов». Военачальники, несмотря на полное бесстрашие, предпочитали действовать осторожно, исповедуя медлительность. Только неукротимая энергия Жанны Д’Арк побуждала капитанов к более дерзким и бескомпромиссным шагам.
16 июня 1429 г. французские силы подошли к Божанси, попутно захватив укрепления на мосту у городка Мен. Обнаружив, что англичане прочно засели в замке и на мосту Божанси, французы задействовали против стен осадную артиллерию (несколько пушек даже погрузили на баржи и подтянули к укреплениям).
Тем временем, английская армия под началом сэра Джона Фастольфа (John Fastolf) двигалась по правому берегу Луары, имея основной целью, спасение укреплений и городов, которым угрожали французы.
Английские силы насчитывали около 3 тысяч человек, но качество личного состава оставляло желать лучшего. Изначально, при сборе войск, Фальстольф испытывал огромные трудности. Лучшие солдаты Нормандии уже были выбраны, а, из благословенной Англии, вместо людей, поступали одни обещания. Под английскими знамёнами выступили бургундские и «псевдофранцузские» контингенты, составившие значительную часть армии, что никак не добавляло энтузиазма командующему.
Серьёзным подспорьем должен был стать отряд «Английского Ахиллеса» лорда Джона Толбота (John Talbot), численностью около 300 опытных солдат (из них 40 рыцарей и до 200 лучников). Однако, при встрече, военачальники не смогли найти общего языка. Фастольф, прекрасно представлявший боевые качества своих людей, выступал за ведение оборонительных действий. Более горячий, но менее искушённый в военном деле Толбот, требовал решительности, выражая готовность в одиночку двинуться на выручку Божанси (который, кстати, сам только что оставил!!!). Войска поразил недуг недоверия.
Наконец, армии противников обнаружили друг-друга. Войска расположились на холмистых грядах, разделённых долиной, с проходившей в низине дорогой. Фастольф, не собирался атаковать первым. Даже издалека было видно, что французы явно превосходят его скромные силы. Англичане прибегли к обычной тактике: развернули армию в боевой порядок и стали ждать. Воспользовавшись отведённым временем, лучники усилили позицию, установив перед фронтом колья и накопав волчьих ям.
Со своей стороны, французы никак не отреагировали на действия англичан. Пытаясь побудить неприятеля, хоть к каким-то действиям, Фастольф предложил провести импровизированный рыцарский турнир: «как в стародавние времена пусть по три достойных поединщика с каждой стороны сойдутся на пространстве между армиями». Но французы вновь не удостоили его ответом, продолжая палить из пушек по замку и вести подготовку к штурму укреплений.
В этот момент, по всей видимости, сыграл фактор Толбота. Англичане резко сменили стиль ведения боевых действий. Армия снялась с позиций, совершила стремительный переход к Мену, с намерением захватить мост, затруднив тем самым сообщение неприятеля с Орлеаном.
В ночь на 18 июня 1429 г. английские пушки обстреливали защитников моста Мен. Штурмовые отряды англичан заготовили наскоро сбитые из досок ростовые щиты, переправочные средства, брёвна, фашины и лестницы. Всё было готово к атаке, когда ранним утром прискакал гонец с известием о сдаче Божанси. Бомбардировка замка велась несколько дней. Нескончаемая канонада произвела на гарнизон настолько гнетущее воздействие, что осаждённые, наплевав на всё, предпочли сдать крепость, договорившись об уходе с оружием и обозами.
Во время доклада гонец особо заметил, что пыль на горизонте – это неприятельский авангард, после чего, Фастольф понял, что сейчас попадёт под мощный каток французской кавалерии. Англичане, бросив всё, начали уходить по старой римской дороге на север, но скорость движения серьёзно замедляли обозы. На Военном совете было принято единственно верное решение: врага лучше встретить лицом к лицу, чем на марше.
Войско, представлявшее собой единственную опору англичан во Франции, расположилось на холмах, недалеко от деревни Патэ. Англичане сделали ставку на тактику, с которой они вели победоносные сражения на протяжении всей Столетней войны. Отряд Толбота, усиленный 200 лучшими лучниками из войска Фастольфа, составил авангард. За ними, на холмистой гряде, медленно развернулись в боевой порядок главные силы, состоящие в основном из плохо обученных солдат и неопытных командиров. Рыцари спешились и заняли место в рядах пехоты, придавая одним своим присутствием устойчивость боевым построениям.
Перед фронтом позиции был расположен неглубокий овраг, который, за неимением лучшего, был признан достаточно выгодным рубежом. Место окружали небольшие рощи и заросли кустарника, перемежающиеся заборами и изгородями, служившими хоть каким-то укрытием для лучников. Солдаты в спешном порядке усиливали позиции, забивая в землю заострённые колья.
Здесь следует отметить, что французы не горели желанием вступать в бой. Французские военачальники продолжали, по обыкновению, медлить, до тех пор, пока не возмутилась Жанна Д’Арк:
- У вас есть шпоры, так пришпорьте коней!!!
Герцог Алансонский, отобрав лучших всадников, приказал им энергичнее преследовать англичан. Авангардную группу возглавили лучшие кавалерийские командиры французской армии - Этьен де Виньоль (он же, Ла Гир (гнев), он же прообраз валета червей) и Потон де Сентрай.
Здесь, на руку французам сыграл случай, который позволил вывести ударные силы кавалерии прямо на позиции англичан. Конные дозоры вспугнули оленя, который быстро скрылся из виду. Однако, внезапно, послышались крики «Ату!!! Ату его!!!», что предупредило разведку о наличии поблизости врага.
Французский авангард настиг англичан около двух часов дня 18 июня 1429 г. Полторы тысячи рыцарей вылетели на небольшую возвышенность и, прямо перед собой, увидели развёрнутые английские линии. Воодушевлённые своими военными вождями, всадники, издав воинственный клич, ринулись вниз по косогору широкой и яростной лавой.
Тяжёлая кавалерия ударила с фронта, охватывая флангами лучников. Английские стрелки оказались совершенно не готовыми к отражению атаки и попали в окружение раньше, чем смогли это осознать. На поле боя развернулась настоящая резня. Немногим удалось отступить к основным силам. Впрочем, «отступление» больше походило на бегство, только добавившее сумятицы и неразберихи в разношёрстное воинство Фастольфа.
Силы французского авангарда были настолько многочисленны, что ударной мощи хватило, чтобы сходу смять и вторую английскую линию. Началось повальное бегство. В ходе преследования английская армия потеряла около 2 500 человек убитыми, ранеными и пленными. Обоз и пушки попали в руки французов.
Лорд Толбот был захвачен в кустарнике, близ передовой линии англичан. Военачальник сидел верхом на коне, но без шпор: очевидно, что коня ему только подвели. В плену Толбот вёл себя дерзко и вызывающе, за что заслужил большое уважение французов и был отпущен без выкупа.
Сэру Джону Фастольфу удалось уйти, собрав вокруг себя ватагу наиболее дерзких и стойких парней. Пройдя около 30 км, отряд вышел к Жанвилю. Однако, слухи о поражении летели впереди храброго воинства. В город их просто не пустили, предложив разбираться с проблемами самостоятельно - на плечах уже висели французские разъезды. Отбив несколько атак, в которых лучники, исчерпав запас стрел, резались с врагом, обнажив мечи и кинжалы, отряд Фастольфа совершил изнурительный марш в Этамп, намотав галсами ещё около 40 км. Только здесь остатки английского войска смогли перевести дух…
Друзья! Для любителей рубки и доспехов, хочу предложить Вам похожие статьи:
ПЛОХАЯ ВОЙНА. БИТВА ПРИ ДОРНАХЕ.
БИТВА ПРИ БРИНЬЕ. ВОЛЬНЫЕ РОТЫ ПРОТИВ ФЕОДАЛЬНОГО ОПОЛЧЕНИЯ
БОЙ ТРИДЦАТИ У ДУБА НА ПОЛПУТИ
Я ПРИШЕЛ, Я УВИДЕЛ, А БОГ ПОБЕДИЛ! БИТВА ПРИ МЮЛЬБЕРГЕ
ПРО НОЧНЫЕ АТАКИ И "РУБАШЕЧНИКОВ"
КОРОЛЬ УМЕР! ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!
РЫЦАРИ НА БАРРИКАДАХ. ПЕРВАЯ БИТВА ПРИ СЕНТ-ОЛБАНСЕ
КАК ВНУКИ ОТОМСТИЛИ ЗА ДЕДОВ. РАЗГРОМ ФЛАМАНДЦЕВ ПРИ РОЗЕБЕКЕ
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.
Все представленные в статье фотографии взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.