Основателем школы является Титосэ Готёку. Будущий мастер родился в 1898 г. на Окинаве, и с семи лет начал изучать карате. Титосэ повезло учиться почти у всех крупнейших специалистов того времени. Помимо карате, он изучал кобудо, дзюдо, и кендо. В молодости, желая проверить полученные навыки, Титосэ частенько принимал участие в чемпионатах и поединках, проводившихся по весьма жестким правилам. Во всех своих боях Титосэ одержал победу.
В 1922 г, Титосэ покинул родину, отправившись учиться на врача в Токио. Но тренировки он не забросил. Титосэ преподавал карате в зале Гитина Фунакоси, а позднее, открыл собственное додзё, где обучал карате и дзюдо. Со временем мастер забросил медицину, и всецело посвятил себя карате. К этому времени авторитет Титосэ Готёку стал непререкаем. Он даже сделался инструктором карате на военной базе США. Это произошло после того, как бросавшие мастеру вызов американские солдаты, убедились в высокой эффективности его техники. Титосэ Готёку побеждал всех, хотя многие из них были отнюдь не новички.
Титосэ Готёку видел карате, исключительно как боевую систему, для обучения которой необходим полный контакт. Поэтому он ввел в учебный процесс защитное снаряжение.
Технические особенности стиля – это быстрые передвижения, часто связанные с уходом с линии атаки, и напряжение мышц для более сильных ударов и устойчивости.
В своих идеях, Титосэ опирался на медицинские знания, которыми овладел благодаря учебе и врачебной практике. Именно знание анатомии и физиологии помогло ему переосмыслить некоторые аспекты. Например, он сделал стойку сэйсан-дати основной благодаря тому, что она менее травматична для практикующего. Также он проанализировал другие стойки, предназначив одни для боя один на один, а другие – для поединка с несколькими противниками.
Основу обучения составляют спарринги в защитном снаряжении, и практика ката. Ката в школе тито-рю впитали в себя опыт мастера. Часто они основаны на окинавских или китайских комплексах. Многое позаимствовано из стиля Белого журавля.
Дань уважения древнему фундаменту своей школы, Титосэ Готёку выразил в названии, которое можно перевести как «китайский стиль тысячелетней давности». Мастер Титосэ оставил после себя то карате, каким он его видел в годы своего ученичества - суровой и эффективной системой боя, тесно связанной со строгими нравственными принципами.
В целом, тито-рю – это традиционное карате, корнями уходящее в старые окинавские и китайские стили. Отсутствие широкой известности пошло ему во благо, позволив сохранить наследие патриарха в неискаженном виде.