Обычно я очень ровно дышу к военным и патриотически памятникам, а тут зацепило аж до мурашек.
Мать и ребенок, собранные в дорогу. Лица почти нечитаемы. Для страны они уже не люди, они "члены семьи врага народа". Что с ними будет завтра, куда их сошлют..
Архитектор Александр Яковлев, соавтор проекта, памятника поясняет замысел:
…Женщина без рта. В те времена запрещалось говорить. За то, что ты говоришь, тебя уже расстреливали. Поэтому она научена горьким опытом и у нее закрыт рот. А у мальчика рот проявлен, он может говорить и он еще скажет».«Ключевой идеей была поминальная площадка, обрамленная гранитными плитами и внутри наполненная такими округлыми камнями, ассоциирующимися с черепами. На этих черепах стоят хии-морин – поминальные шесты, и на поминальных шестах облако из колючей проволоки, т.е. облако, которое не дает тени.
https://urokiistorii.ru/article/1216
Стена, фонари, похожие на виселицы.. колючая проволока..Полная безнадежность и никакого света в конце тоннеля..
А еще стена памяти, с именами тех, кого перемолола адская мясорубка репрессий. Кто-то сумел выжить, но большинство остались там, в общих могилах без креста и без имени.
Маргарита Гуслякова, заместитель председателя «Ассоциации жертв политических репрессий»:
В 37 году собрали их всех на колхозное собрание. И вышло только 10 человек. Через 2 месяца всех расстреляли. Заставили их же копать могилу огромную. Кто падал раненый, кто живой падал, потому что думал, может, спасется. И двое суток охрана стояла – земля шевелилась. (https://arigus.tv/)
Памятник жертвам политических репрессий открыли в Улан-Удэ 30 октября 2008 года. Автор памятника - скульптор из Петербурга Вячеслав Бухаев.
Изначально памятник стоял на улице Линховоина, возле здания, в котором и располагался с 1920 года ВЧК/НКВД/ОГПУ
В республиканском архиве ФСБ сохранились данные о 20 тысячах «врагов народа». Только в период «большого террора» 1937-38 гг. было расстреляно 6 тысяч из них.
Однако в 2015 году эта улица вошла в проект по восстановлению исторического квартала города и памятник перенесли на соседнюю, Коммунистическую улицу, и теперь за его спиной старые склады, в которых было расстреляно множество репрессированных.