Найти в Дзене
Беляков

Как Джоконда стала всемирно известной. Криминальный сюжет

Вряд ли бы она стала самым известным произведением в мире, если бы не кража. В августе 1911 картина пропала из Лувра. На лестнице обнаружили ее пустую раму. Какой поднялся хайп! Ведь незадолго до этого директор Лувра утверждал, что украсть ее невозможно. Что там превосходная система безопасности. В общем, все узнали о краже, даже те, кто ни про какую Мону Лизу до того и не слышал. В газетах печатали ее фотографии.

Подозревали многих, даже художников-авангардистов, в том числе Пикассо. Мол, это такая пощечина общественному вкусу. Искали два года, без толку. Сыщик Бертильон сбился с ног. На этом деле тайно нажился один аргентинский миллионер, который незадолго до кражи заказал шесть копий Моны. Он все их успешно продал коллекционерам, выдавая за оригинал – ну и какая вам афера Томаса Крауна, это же круче сюжет.

Но миллионер был ни при чем. В декабре 1913 года один флорентийский антиквар получил письмо от некоего Леонарда: ему предлагали купить Мону Лизу. Антиквар встретился с «арт-дилером» Леонардом, провел экспертизу. Да, это был оригинал. Леонардом назвал себя никому не известный Винченцо Перуджа. Он и украл. Затея тридцатилетнего Винченцо была похвальна: вернуть шедевр на родину Леонардо, во Флоренцию. То, что сам художник продал Мону французскому королю, его не смущало. Вперед, Италия! Но антиквар сообщил в полицию.

Винченцо арестовали. Спасло то, что судили его во Флоренции. Они оценили патриотизм вора и дали тому всего год. Славные, добрые, мудрые флорентийцы. Когда Винченцо оказался на свободе, то вскоре женился, остепенился.

Винченцо Перуджа
Винченцо Перуджа

А Мону Лизу в январе 1914-го вернули в Лувр. Встречали ее будто ожившую Жанну Д’Арк. Страна ликовала. Но и так два года изображения Моны Лизы не сходили со страниц газет. После такой рекламы и второсортный художник стал бы мировой звездой. А Леонардо всё-таки гений.

Теперь посетители стали ломиться, чтобы увидеть «ту самую Мону Лизу».

Однако как Винченцо украл ее? Все просто. Незадолго до кражи он устроился в Лувр стекольщиком. Винченцо действительно был хорошим мастером. В том числе делал и стеклянный экран для Моны Лизы. Винценцо был тихим, незаметным, очень маленького роста. Идеальные параметры для вора. В выходной день он пришел на работу, спокойно снял портрет со стены, вынул из рамы и вынес его под одеждой.

Полиция допрашивала его, но Винченцо сказал, что вообще был в другом месте. И ему поверили. Два года мировой шедевр лежал на дне чемодана. Интересно, что эти два года испытывал безвестный стекольщик?

Алексей БЕЛЯКОВ