Читатель канала "Московские истории" Леонид Перников продолжает тему повального коллекционирования марок в 1960 - 1970-х годах. И рассказывает, как увлечение способствовало образованию и какие бывали у этого занятия издержки.
Всем временам соответствуют свои веяния, моды, приоритеты. Одним из таких веяний в годы нашего отрочества было коллекционирование. Нас с братом и наших ровесников это не обошло стороной. Мы собирали марки. В конце 60-х, 70-е это было очень распространено.
Конечно я, как младший брат, играл тут второстепенную роль, больше зритель-болельщик, нежели действующее лицо. Но интерес и у меня был большой. Мы их рассматривали, перекладывали и группировали в кляссерах то по странам, то по континентам, то по колониальности, то по сериям: животные, растения, самолёты, машины, главы государств - такие тоже были. Например, президент Индонезии Сухарто - целая серия марок с его профилем, да ещё разного цвета.
Не меньший интерес представляли марки СССР, гашеные, негашеные, тоже по темам и сериям. Была очень красивая серия поделочных камней. Именно тогда я узнал, что есть такой поделочный камень яшма и всякие другие корунды с бирюзой. Были серии с самолётами, поездами и т.д.
Но самым шиком в наше среде считались колонии. То есть марки тех стран, которые ещё находились в колониальной зависимости. Где мы их брали? Менялись, покупали с рук. Например, в "Детском мире", около секции "Марки", на первом этаже, под огромной мраморной лестницей. Не в центре зала, а в закоулках.
Торговля там, конечно, шла неофициально, и гоняли пацанов частенько. Была и своя мафия: подходил мальчишка и требовал отдать ему две колонии (а колония стоила с рук 40 копеек, а иначе их купить было невозможно). Владелец сопротивлялся такому грабежу, и тут подходил парень лет 19-20 и объяснял, за что следует отдать две колонии - тебя будут охранять от другой шпаны. Сила, как правило, побеждала. Это были издержки нашего увлечения.
А ещё мы находили много конвертов от переписки Разноэкспорта СССР, которые эта организация в большом количестве выбрасывала, а мы собирали и отпаривали марки. Находилась она на Верхней Красносельской, 15, прямо напротив нашего дома, в старинном здании, которое до революции было Богадельней имени Геера.
Мы знали кому принадлежали почти все колонии - Англии, Франции, Испании, Голландии. Огромное количество колоний было у Португалии и Испании - в колониальное время эти страны имели самый сильный и развитый флот, поэтому появлялись первыми на других континентах. Это мы 11-12-летние мальчишки узнавали в результате сбора марок. Равно как и то, что в Африке, например, была страна тройственного союза Кения-Уганда-Танганьика. Или что страна Конго в определенный момент была разделена на две части. У одной столица Киншаса, у другой - Браззавиль. Это всё мы узнавали благодаря увлечению марками.
В один прекрасный день у нас дома появился наш ровесник - сосед со второго этажа. Он тоже рос в нашем дворе, в большой семье, потом его определили в интернат. В общем, он оттуда убежал, ночевал где-то на чердаке, но голод не тётка - мы с братом повстречали его на улице, привели к нам, накормили, оставили ночевать. Потом пришла его мама (наверное, ей сообщили, что сын убежал) и сказала, что он должен вернуться в интернат. И он ушел.
Вместе с нашими кляссерами и нашими марками.#леонид перников
Еще про коллекционирование: "Я в детстве ухитрился "заболеть" собирательством всего", "В кляссерах были специальные прозрачные карманчики, в них держали обменный фонд".