Горнолыжные курорты готовятся к открытию сезона, а пока границы закрыты уральским любителям активного отдыха остаётся покорять домашние склоны. В материале Overtime.life разбираемся, где в России лучшие трассы, сколько стоит снаряжение профессионального спортсмена и с чего начать, если хочется покорять горы.
Леонид Поль — 73 года, горнолыжник с более чем 50-летним стажем. В прошлом – инженер-механик пищевой промышленности.
— Первый раз я попал на горнолыжный склон в 1961 году, сначала даже удивился, что это за странные люди, в каких-то странных костюмах, — вспоминает Леонид Поль. Оказалось, это горнолыжный клуб на станции Флюс недалеко от Екатеринбурга. Там были так называемые корпоративные подъёмники, то есть катаются только свои, а другие пешком. Раньше было выражение «топтать склон», сейчас так не говорят. Мы молодыми топтали склоны — это ведь польза для развития мышечной системы. Натопаешься, потом катаешься. Основной принцип катания, чтобы как можно меньше усилий затратить на спуск с горы. Страшно не было. У меня вообще понятия страха не существует. Интересно — это другое дело, интерес всегда побеждает страх.
Начинающий горнолыжник приседает постоянно, отталкивается. Спортсмен, владеющий техникой в совершенстве, просто лёгким движением корпуса или плеча входит в поворот — это словами не описать, надо прочувствовать. Начинающий горнолыжник думает — лишь бы не упасть. Я уже думаю, как хорошо, адреналин появляется, особенно, если ты прошёл сложный рельеф и не упал, думаешь, какой молодец. Или, например, хочется технику свою показать, повыделываться перед компанией.
Самое удивительное и самое любимое место для катания — это гора Чегет (неофициальное название горы Кавказа с вершинами Донгуз-Орунбаши и Азау-Гитче-Чегет-Карабаши. — прим. ред.), первый раз я приехал туда в 1975 году. Я объездил почти всю Европу, побывал на всех этих престижных горнолыжных склонах, но лучше, чем Чегет пока не встречал места. Эта гора удивительна тем, что в верхней части лысая, без леса. По протяженности и рельефу она очень интересная, с крутыми обрывами. Есть северный склон, где каждый год гибнут люди, есть юг, где можно заблудиться. Сколько бы я ни катался там, всё равно интересно, каждый раз что-то новое находишь.
«Красная поляна» — место не очень удачное, мне кажется, по своему географическому положению, потому что там снег-то есть, то нет. Можешь позвонить, тебе скажут, приезжай, но пока добираешься, уже дождь пройдет, а снега не будет. Если бы такой курорт сделали в районе Красноярска или Шерегеша, было бы лучше.
Я участвую в разных любительских чемпионатах. Около десяти лет езжу на Шерегеш на соревнования «Лыжного клуба союза архитекторов России». В прошлом году даже достиг пика в своей горнолыжной карьере — занял первое место в номинации «Лица старше 70 лет». До этого были и серебро, и бронза, и неудачи, и падения, но через это надо было пройти.
Ребятам, которые сомневаются, стоит ли кататься на горных лыжах, я бы посоветовал сначала приехать на курорт и осмотреться. Уже потом осознано возвращаться. В своё время у нас не было ни ботинок, ни лыж, ни крепления — всё доставали. Сейчас тебя обули, одели с ног до головы — это определенный минус, люди думают, раз я накупил всего, то встану и поеду. Надо обязательно заниматься с инструктором, выбирать его по рекомендации и только когда инструктор разрешит, начинать кататься самому.
Мои первые лыжи были деревянными, очень жалею, что они не сохранились. Мы сейчас собираем музей ретро-горнолыжной техники, всё старенькое, что с тех времен осталось, стаскиваем. Самое старое, что сохранилось у меня, – каска на голове. Любимая моя каска. Сейчас таких уже не делают. Она старая, треснутая в нескольких местах, но все равно любимая.
В Свердловской области несколько спортивных школ, в которых тренируются юные чемпионы. Дети занимаются на базе горнолыжных комплексов «Гора Долгая» (Нижний Тагил), «Гора Белая» (Нижний Тагил), «Гора Ежовая» (Кировград), «Уктус» (Екатеринбург). В списках сборной команды Свердловской области 45 человек, из них двое состоят в юниорской сборной России, ещё один — во взрослой.
— Что дают горные лыжи? Мастер спорта может абсолютно всё. На тренировках по горным лыжам развиваем реакцию, скорость мышления, координацию, силу, выносливость, — объясняет Дмитрий Кравченко, старший тренер по горнолыжному спорту сборной Свердловской области, тренер спортшколы «Аист», мастер спорта России. Популярный формат так называемых «Гонок героев» выигрывают именно горнолыжники, потому что у них колоссальная выносливость. Важно быть сильным, выносливым, сосредоточенным, в то же время, уметь принимать решения спонтанно. Горнолыжники — очень разносторонне развитые люди.
Официально детей принимают в спортшколы с семи лет, но я считаю, что можно начинать заниматься с пяти. Сначала только игры, чтобы привить ребенку любовь к лыжам, главное — никакого давления. Потом потихоньку дети втягиваются, начинается специальная подготовка: умение подниматься, падать, проходить косые спуски, прямые спуски.
Совсем в юном возрасте не понять, будет ли ребенок чемпионом, это приходит со временем. С детьми, у которых от природы хорошая координация, баланс, конечно, попроще заниматься. Но всё это можно приобрести. Трудяга, который от природы был менее развит, добьётся большего, чем талантливый лентяй. К тому моменту, когда нужно будет показывать результат, он может быть сбалансирован и скоординирован, для этого мы и работаем.
Сейчас очень много детей хотят заниматься. На начальном этапе подготовке им предоставляют тренировочную базу, оборудование. Созданы все условия для развития. В то же время важно, чтобы родители поддерживали детей, интересовались их успехами, проявляли своё участие, поддерживали.
В Свердловской области для подготовки нам подходит гора Белая. Там хорошая база для тренировок до 14-15 лет. В Европе есть условия для комплексной профессиональной подготовки: там много склонов: жёсткие, ледяные, мягкие, бугристые. То есть вариативность подготовки, дети должны абсолютно всё уметь делать. Там есть ледники, в России их мало, только Эльбрус, но это высоко.
Я завершил спортивную карьеру 20 лет назад, с тех пор работаю тренером, стараюсь постоянно совершенствоваться. Не хватает людей на местах, которые бы проникались идеей развития спорта высших достижений, а не массового. В этом направлении стараемся работать.
Григорий Кравченко — уроженец Нижнего Тагила, профессиональный спортсмен, кандидат в мастера спорта России по горным лыжам, бронзовый призёр первенства России, состоит в юниорский сборной России.
— Всё началось с того, что бабушка поставила меня на лыжи в три года. Я, конечно, этот момент не помню, только на фотографиях видел. Родственники рассказывали, что я тогда сам уже поднялся на горку и съехал с неё. Бабушка, дядя и папа — тренеры по горным лыжам. Сначала бабушка меня тренировала, а сейчас папа. Бывают иногда ссоры, но стараемся обходить это. Думаю, если заниматься под руководством постороннего человека, то тебе будут уделять гораздо меньше времени и внимания, тогда и качество тренировочного процесса может быть абсолютно другим.
В марте этого года у меня были самые удачные и одновременно самые сложные соревнования. Я занял третье место на первенстве России в Южно-Сахалинске и выполнил норматив мастера спорта. Так получилось, что я полетел туда один, без тренера. Жил у местного наставника и тренировался с командой Южно-Сахалинска. Но трудно было не только поэтому. В день соревнований была ужасная погода. На улице +10, снег, дождь, в час дня видимость — нулевая, я успел выступить до метели и приехал третьим.
В Южно-Сахалинске одна из лучших трасс в России. Хочу отметить склон в Литве, где мы тренировались на сборах. Там крытая труба, она не такая длинная, не такая крутая, но качество подготовки трассы очень высокое.
Мы тренировались во Франции, в Австрии, соревновались в Италии. В Европе очень развит горнолыжный спорт, десятки тысяч клубов, все желающие могут заниматься: от любителей до профессионалов. Трассы, конечно, очень высокого качества, потому что там проводят Кубок мира, а после соревнований каждый турист может прокатиться по этим же подготовленным склонам.
На соревнованиях перед стартом я думаю о том, что мне нужно сделать на трассе. Это определенные эмоции, драйв, я от этого получаю удовольствие. Также на соревнованиях: все друг друга знают, все друзья, ждут сезон, эту атмосферу.
Сейчас я учусь на тренера. Никто из семьи не настаивал на этом решении, это был мой выбор.
В декабре 2018 года Федерацию горнолыжного спорта Свердловской области возглавил Сергей Покрышкин, уроженец Нижнего Тагила. Предыдущую организацию закрыли по решению суда. Сергей рассказывает о том, каким видит будущее горнолыжного спорта на Урале.
— Государство поддерживает спортсменов в плане предоставления тренировочных баз, ребята занимаются на горе Белой и на горе Долгой. Тренировки, подъемники — всё бесплатно. И это здорово, — говорит Сергей Покрышкин, Президент Федерации горнолыжного спорта Свердловской области. В остальном помогают родители, потому что ни один спортсмен не станет мастером спорта без необходимого оборудования. Сначала у ребёнка может быть две пары лыж на два вида, а если спортсмен в возрасте с 12 до 16 лет, то должно быть на каждый вид три-четыре пары лыж, а видов уже четыре. Каждая пара стоит порядка тысячи евро. А есть ещё ботинки, комбинезоны, смазка для лыж.
Кроме того, чтобы показывать результаты на мировой арене, нужно тренироваться в Европе, где другие уклоны, трассы другой протяжённости. Получается, что лыжи и сборы за границей — за счёт финансирования родителей, такой замкнутый круг, который довольно сложно разорвать.
Кто из родителей может потянуть в год два-три миллиона на ребенка-горнолыжника? Во Франции, в Австрии дети из разных стран собираются на одном леднике и тренируются. Мне рассказывали, что у семей детей, которые там катаются, тоже нет столько денег. В Европе очень сильные федерации. Исторически сложилось, что федерация владеет горнолыжным склоном, получает прибыль и вкладывает деньги в развитие ребят. Поэтому и возникают спортсмены как Марсель Хиршер (австрийский горнолыжник, двукратный Олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира и восьмикратный обладатель Кубка мира в общем зачёте. — Прим. Ред.). В Европе невозможно не кататься, там везде горы.
Выход один — найти деньги спонсоров, на эти средства выращивать тренеров, а потом и спортсменов. За бесплатно никто работать не будет, а без сборов никогда не стать сильным горнолыжником.
Где покататься на горных лыжах?
- Горнолыжный центр «Гора Лиственная». Четыре трассы, оборудованных подъёмниками. Самая протяжённая — 540 метров, относится к категории «синих» трас. Перепад высот — 70,5 метров. Сноупарк, тюбинг, каток, инструкторы.
- Горнолыжный комплекс «Тёплая» расположен в 50 километрах от Екатеринбурга в месте у излучины реки Чусовой. Четыре горнолыжных трассы разной степени сложности, самая протяжённая «спортивная» длиной 550 метров с перепадом высот до 135 метров. Тюбинг с подъёмником «беби-лифт», детские игровые комнаты, зоны отдыха с мангалами, гостиница.
- Горнолыжный комплекс «Пильная парк» находится в Первоуральске. Гора Пильная полностью покрыта лесом, за исключением скалистой вершины. Пять горнолыжных трасс общей протяжённостью 2800 метров с передами высот 98,7 метров. Трассы для тюбинга, сноупарк, прокат снаряжения, кафе.
- Горнолыжный комплекс «Снежный Барс», гора Воронина находится в городе Михайловске Свердловской области (130 километров от Екатеринбурга). Десять трасс протяжённостью от 300 до 800 метров и сложности от «зелёных» до «красных». Четыре бугельных подъёмника, кафе, гостиница.
- Горнолыжный комплекс «Аист», гора Долгая находится в Нижнем Тагиле. Четыре горнолыжных трассы протяжённостью от 190 до 720 метров с максимальным перепадом высот 112 метров. Трассы для гладких лыж, четыре трамплина, кафе, беседки с мангалами, гостиница.
Автор: Елена Халуторных. Фото: Главное фото и в конце текста - pixabay.com. Остальные снимки предоставлены героями