1220-1227 годы. Дания – Германия
Король Дании Вальдемар II (1) был человеком воинственным, а поэтому часто и охотно обижал своих соседей. Доставалось от его набегов, а также набегов его подданных, поощряемых королем, и северным землям Священной Римской империи германской нации.
Правитель империи двадцатишестилетний король Фридрих II (2), отправляясь в 1220 году в Рим для коронации в императоры, поручил решить проблему датчан архиепископу Кёльна Энгильбректу, фактическому правителю королевства при малолетнем Генрихе Хромом, сыне Фридриха, и графу Шверина по имени Генрих.
Фридрих многие годы оставался в своих итальянских владениях, потому основная тяжесть борьбы с датчанами и королем Вальдемаром легла на плечи графа Генриха из Шверина.
И, надо отметить, граф довольно неплохо справился с поставленной задачей.
В 1222 году граф Генрих хитростью захватил в плен короля Вальдемара и его сына, когда те охотились на острове Люё в проливе Малый Бельт. Отпускать за выкуп не стал. Разместил пленников под стражей в своем очень укрепленном замке Денненберг, о чем известил архиепископа Энгильбректа.
Датчане, опасаясь за жизнь своего короля, немедленно прекратили набеги на земли Германии. Это понравилось владетелям германских земель, а потому когда на имперском сейме в Нортузине в 1223 году архиепископ предложил собравшимся обсудить, на каких условиях они могут выпустить из плена короля Вальдемара, большинство присутствующих решило, что пусть он лучше посидит в заключении, чем снова заниматься хлопотами по укреплению датско-германской границы.
Тогда датчане обратились за помощью в Рим.
В 1224 году в Германию прибыл легат папы Римского Кунрад. С ним прибыл Гериман, мастер (магистр) Госпиталя Немцев в Палестине, представлявший интересы императора Фридриха II.
Вместе с малолетним королем Германии Генрихом, архиепископом Кёльна Энгильбректом и несколькими германскими владетелями севера, Кунрад отправился в Саксонию, в замок Данненберг, в котором содержался под стражей король Вальдемар.
Гериман выступил посредником в состоявшихся переговорах.
Король Вальдемар дал согласие на возврат империи всех земель, захваченных ним или его подданными в Германии. Согласился принять свою корону из рук императора, то есть, признать себя вассалом Фридриха, и выплатить 100.000 марок.
В это же время на кораблях с большими деньгами для выкупа своего короля прибыла группа датских баронов и граф Альберт Орламюндский, племянник короля Дании.
Когда прибывшим сообщили, что Дания станет вассалом империи, они возмутились, прервали переговоры, сели на корабли и отбыли в Данию со всеми деньгами, которые были собраны для выкупа Вальдемара.
Раз нельзя договориться миром, решим проблему силой, видимо так рассуждал граф Альберт, собирая армию.
25 декабря 1224 года граф Альберт во главе большой датской армии вторгся в земли империи и пошел на Данненберг. Граф Генрих из Шверина немедленно выступил ему навстречу.
Произошла жестокая битва, в которой обе стороны понесли серьезные потери. Закончилась она победой шверинцев. Датчане были разбиты. Сам граф Альберт угодил в плен и был отправлен в Даннненберг составить компанию своему коронованному дяде.
7 ноября 1225 года был убит архиепископ Кёльна Энгильбрект (3). Узнав о его смерти граф Генрих из Шверина выпустил короля Вальдемара на Родину на условиях, которые были достигнуты в предыдущем году. Датчане дали заложников, заплатили 100.000, вернули земли.
С коронованием из рук императора, однако, не вышло.
Фридрих II был слишком далеко, чтобы заниматься подобным. И король Вальдемар вместе со всеми пленниками замка Данненберг вернулся на Родину.
В Дании Вальдемар привел в порядок свои дела и решил, что не мешало бы отомстить графу Генриху за годы заключения.
В начале лета 1227 года, наплевав на все раннее данные империи обещания, король Вальдемар с многочисленной армией пошел на владения графа Шверина. Последнему на помощь пришли со своими отрядами Альберт, герцог Саксонии, и Герхард, архиепископ Бремена.
22 июля при Борнхёфеде (в 30 км южнее Киля) в Гольштейне Вальдемар Датский потерпел серьезное поражение. Более 4.000 его воинов полегли на поле брани.
Месть не состоялась.