1 августа 1914 года Германия объявила войну России, и Россия была вынуждена вступить в войну, развернувшуюся на нескольких фронтах.
В армию призвали чуть ли не половину всего мужского трудоспособного населения европейской части страны. Разумеется, врачи и средний медперсонал тоже были мобилизованы на фронт.
Довольно быстро железнодорожники империи стали приспосабливаться к хозяйственно-бытовым реалиям новой войны, которая охватила невиданные до того по численности армии. Оперативно были созданы образцы, и буквально в первом полугодии военных действий стали массово переоборудоваться из обычных вагонов такие специальные единицы, как передвижные бани, вагоны-прачечные, поезда-столовые, санитарные поезда, склады медикаментов и прочие.
Оснащены они были по последнему слову тогдашней техники. При осмотре офицерского вагона военно-санитарного поезда у поэта Гиляровского В. А. родились следующие строки:
Чудо-вагон!
Здесь для героев и отдых, и сон,
Раны бойцам перевяжут умело,
Ласково встретят, удобство дадут…
Слава создавшему этот приют
Слава и тем, что себя отдают
На милосердное дело!
Раз уж мы затронули поэтическую тему, нелишне будет и упомянуть, что на один из них, в январе 1916 года, «с высочайшего соизволения» и благодаря хлопотам друзей, получил назначение ещё неизвестный никому Сергей Есенин, как и все призванный на войну.
Кстати, для многих читателей, которые специально не интересовались историей санитарных поездов, понимание их работы на фронте может прийти из кинематографа. Был целый фильм «На всю оставшуюся жизнь...» Наверное, это звучит странно, учитывая специфику кино, но в целом фильм очень правдиво показывает боевой путь обычного санитарного состава.
Учитывая протяжённость фронта и огромную территорию страны, основным средством эвакуации раненых и больных, как на фронте, так и во внутренних районах страны, стал железнодорожный транспорт. К августу 1914 года через Москву проходило до 6-8 тысяч больных и раненых фронтовиков в день. На специально оборудованных распределительных пунктах прибывавшим раненым давали возможность отдохнуть не менее суток, после чего более 75% больных распределяли по территории губерний Московского эвакуационного района. Для размещения раненых выделялась часть коек в земских участковых больницах, при фабриках, в зданиях общественных учреждений, в частных домах состоятельных горожан. На усадьбах и крупных дачах Подмосковья, находящихся вне городской черты чаще всего размещались лазареты III разряда для послеоперационного восстановления раненых и больных солдат. Согласно общей статистике Справочника, к 1 ноября 1914 года земствами Московской губернии были организованы 669 госпиталей на 21.238 кроватей. В целом больные составляли 65% против 35% раненых.
Станция Клин – всего лишь маленькая точка на географической карте, но все события, происходившие в нашей стране, находили своё отражение и в его истории. Некоторые из них являлись своеобразными «рубежами», отделяющими один период его развития от другого. Причём, отличаясь друг от друга, они в то же время составляли единое и непрерывную нить в истории города, уникальную, неординарную...
Спасибо за ваш интерес, друзья! Хорошего настроения и до скорых встреч.
Другие части цикла:
Подписывайтесь, друзья, впереди еще много интересного!