Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Алкоголь — это зло! Но, военная хитрость! (нетрезвая война древних славян…)

Предыстория этого трагичного и поучительного события такова. В середине VI века из Центральной Азии в Восточную Европу припожаловала аварская Орда. Кочевники облюбовали богатые дунайские степи, довольно быстро создали могущественную державу. Почти двести лет ураганили в окрестностях, вселяя ужас в народы Европы. География их походов впечатляет — не очень многочисленные сначала — устроили проблем всем: от границ Франкского королевства и Италии — до Восточной Римской империи. Смущаясь и краснея, хозяева могущественного Константинополя долгие годы платили им дань, тем самым откупаясь от аварского грабежа и геноцида пограничных провинций. Но пришло время великих людей — попытку сокрушить военное могущество кочевой Орды и их союзников склавинов вознамерился предпринять император Маврикий.

Флавий Маврикий Тиберий Август — византийский государь в 582-602 гг. н.э. Вполне может быть — происходил из древнего армянского рода, в юные годы был штатским штафиркой, занимал должность нотария (нотариус, по нашему) в Константинополе. Решил попробовать себя на военном поприще: сначала попал в число телохранителей византийских императоров, быстро продвинулся до их командира. В 574 году был назначен Тиберием II своим преемником по принципу comes excubitorum. На наши понятия — военный гарант для контроля армии с небывалыми полномочиями, предохранительный административный пост на случай переворота дворцового, предостережение возможным заговорщикам.

Маврикий, став ближником императора, получил высший генеральский пост, с большим успехом боролся против персов. После смерти Тиберия, полностью взял под контроли войска, женился на дочери предшественника, стал править Восточной Римской Империей. Довел персидские войны до изящного и победоносного завершения. Считается — Маврикий выступал в качестве одного из последних «античных» императоров, при нем сохранялись сильные внешние подражанию Великого Рима времен Цезаря и Траяна, пусть и на христианский манер.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Взгляд на Дунай был обращен вскоре победы над персами. В 588 году на севере Балкан царило затишье. Ромеи вынуждены были откупаться от аварских набегов данью, те (на византийское золото) неспешно занимались укреплением своего господства в придунайских землях «склавинов», предков славян. Строилось много укрепленных форпостов, малых и среднего размеров крепостиц, прокладывались дороги. Гарнизоны в этом пограничье были смешанными, с явным преобладанием славян, археология подтверждает. Авары там были представлены немногочисленными конными отрядами, для разведки и вспомогательных функций.

Эта «аваро-славянская» колонизация Балкан тянулась почти 200 лет (VI–VII вв.). Никаких великих сражений и кровопролитных битв. Никаких признаков традиционной войны, регулярных армий, великих походов. Военные действия (большей частью) сводились к бесконечным внезапным стычкам, засадам, глубоким рейдам, отскокам, заманиваниям и прочей смекалистой оборотистости древних славян.

Которые полностью и бесповоротно контролировали все водные пути, опираясь на сеть береговых укрепленных форпостов. Авары безраздельно властвовали на степных пространствах, переигрывая в маневренной войне неповоротливое византийское (пешее, в основном) войско. Но сколько веревочке не виться, римлян это достало…

В 591 г. император Маврикий поручил стратигу Приску организовать карательный поход против славян, разухарившихся годом ранее особенно сильно. Разбойничавших по берегам Дуная, в районе Доростола. И вторгшихся в провинции Империи довольно широким фронтом. Профессиональная римская армия быстрыми маршами, тайно и скрытно, была переброшена в Подунавье.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

«Пьяная война». Предводитель передового славянского отряда Ардагаст (таки Радогост, скорее всего) совсем не ожидал нападения. Стоял малым лагерем на левом берегу Дуная; остальная армия занималась грабежом окрестностей. Приску удалось ночью беспрепятственно переправиться через реку и внезапно атаковать Ардагаста. Славяне в панике разбежались, вождь едва спасся на неосёдланном коне.

Дальше — больше. Римляне действовали быстро. Узнав от пленных, что неподалеку находится ещё более многочисленное войско славян под командой «рикса» («варварский король») Мусокия — сумели незаметно подойти ночью к славянскому лагерю. Момент был выбран подходящий и удача улыбнулась. Обычно сильные своей разведкой славяне прохлопали подход римской армии.

«Рикс» и всё его воинство были мертвецки пьяны. По случаю погребального пира в память усопшего брата Мусокия. Похмелье оказалось кровавым, атака римлян вылилась в резню спящих и пьяных людей. Мусокий был захвачен живым. Однако… интендантская служба славян завезла такое количества пойла веселящего, что победители сами предались алкогольному разгулу. Едва не разделив участь побеждённых.

Славяне, протрезвев и опомнившись, весьма споро собрались с мыслями и непрерывно подходившими «разбойничьими ватагами» из окрестностей главного лагеря. Уже днем римское развеселое войско было атаковано. И только энергия (и язва, ага) командующего ромейской пехотой Генцона спасла войско Приска от полного истребления. Римляне откатили на исходные позиции с большими потерями…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

«Трезвая война». Император Маврикий немедленно сместил Приска с должности командующего, заменив своим братом Петром. Тот сразу попытался вновь перенести военные действия за Дунай. Но без эффекта неожиданности и против трезвого народа — вышло откровенно плохо. Славяне ждали врага. Вождь Пирагаст (или Пирогощ) устроил классическую, любимую засаду.

Его войско искусно замаскировалось в лесу, словно «забытая в листве виноградина», по выражению хрониста начала VII в. Феофилакта Симокатты. Ромеи начали переправу великой реки несколькими отрядами, распылив свои силы. Воспользовавшись промахом, славяне первой же атакой полностью вырезали авангард, тысячу ромейских воинов. Римляне уперлись рогом, попытки атак не прекратили, сосредоточили все силы на одной переправе, решив использовать численный перевес (особенно в стрелках).

Войска в полном составе выстроились по обоим берегам. Осыпали друг друга стрелами и дротиками, но перевес клонился на ромейскую сторону. Потом случилась катастрофа, пал вождь славян Пирагаст, поражённый стрелой в бок. Как обычно, возникло замешательство, потом паника. Ромеи использовали ситуацию «на все сто», спокойно переправились, славянское войско обратив в бегство.

Опять алкоголь вмешался в ход боевых действия — уже за Дунаем. Не знаю как и почему, но дальнейший поход Петра в глубь славянской территории приобрел черты … поиска алкашом — заветной чакушки. Войско ромеев заблудилось в безводных местах, солдаты трое суток вынуждены были утолять жажду одним вином. Скорее всего, наши предки подкидывали, ага. Желая хорошенько прояснить эпизод с началом войны, мол — нападать на отдыхающих «под мухой» — неправильное дело, бесчестное.

Пьяное в уматеть римское воинство, наконец, с песнями выкатило на бережок какой-то безвестной речушки. Чтобы побороть накатившую икоту — ромеи, позабыв о дисциплине, бросились к вожделенной водичке. Густой лес на другом берегу не вызвал, само собой, ни малейших подозрений. Первые волны страждущих были сметены градом стрел и дротиков. Не слушая команд и приказов, нетрезвое войско посчитало засаду малочисленной.

Подбадривая себя молодецкими шутками, ромеи стали наспех вязать подручные переправные приблуды и строить плотики. Намереваясь быстро перескочить речушку, отогнать наглецов, напиться вдоволь, наконец, и пополнить обозные запасы… Переправились… ага. Трезвые славяне всем скопом смяли эту неорганизованную толпу. Перешли в контратаку, оставшуюся часть армии Петра — обратили в бегство. Вот и вся история с этим эпизодом войны…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Война приобрела более основательный характер после того, как на выручку славянам примчались авары. Совместными усилиями были взяты в осаду Фессалоники, правда — безуспешно. В 598 году Приск снова вернул счастье императорскому оружию, одержал несколько локальных побед. Вскоре заключили мир: Дунай был объявлен границей империи. Авары вышли из союза со славянами, со стороны (под кумыс) наблюдая, как византийцы дошли до Тисы и в 602 году удачно распушили наших предков в Валахии.

Маврикий приказал, чтобы войско перезимовало в этой неприветливой славянской земле. Это было возвратом к прежним, древним римским военным традициям. Привыкшие зимовать дома ромеи — взбунтовались. Во главе восставшей армии стал центурион Фока. Опираясь на константинопольскую «зеленую партию цирка» (названа по цвету колесниц на гонках) из праздношатающейся аристократической публики — спокойно вошел в Константинополь.

23 ноября 602 года узурпатор был коронован императорской короной, а через несколько дней Маврикий по его приказанию был обезглавлен вместе со своими сыновьями и братьями. Маврикию традиционно приписывается авторство «Стратегикона», трактата о военном искусстве и состоянии Восточной Империи. Оттуда можно почерпнуть ценные сведения о древних славянах. Но сейчас авторство императора считается сомнительным… Но об этом — в другой раз.

-6