Древние римляне не отличались выдающимися физическими данными в массе своей. Тем не менее их армия смогла покорить и удержать огромные территории. Естественно, для регулярного подтверждения результата требовался некий механизм, работающий на достижение поставленных задач. То есть правильно организованная и обученная армия. И тут имеет значение и способы наладки механизма, и его первичная организация.
Говоря о римской армии, важно понимать, что она была живым механизмом, постоянно развивавшимся. И потому рассуждать о некой статичной модели не приходится – армия всю историю менялась. Скажем, изначально в ней служили только чистопородные римляне. Затем ее основу составляли италики. Которых в итоге сменили романизированные варвары. Это не говоря про то, что постоянно модифицировалось вооружение и доспехи, менялись структура и штат соединений, система обучения новобранцев. Даже срок службы менялся. Правда, не в сильно широких пределах. Единственное, что сохранялось более-менее в неизменном состоянии – имущественный и возрастной ценз. Но это соображения такого плана, что игнорировать их при наличии здравого смысла попросту невозможно. А римляне мыслили весьма практично даже в вопросах религии – римская цивилизация вся построена на чистейшем, кристаллизованном прагматизме.
Во все времена призывной возраст считался с 16 до 45 лет. Именно эта возрастная группа шла на пополнение полевых армий. С 45 до 60 мужчины тоже могли продолжать службу. Но уже в составе крепостных гарнизонов.
На род войск влиял имущественный ценз. Оголтелая беднота шла на пополнение флота. Народ с намеком на имущество годился для вспомогательных сил. Те, кто считал себя зажиточным, уходил в пехоту – основную ударную силу армии. И самые богатые, которые могли позволить себе содержание нескольких боевых коней, уходили в кавалерию. Это деление во многом обуславливало и общую структуру легиона как основной армейской единицы – примерно от 4 до 6 тысяч легионеров, дополненных 1-1,5 тысячами легковооруженных воинов, а все это великолепие по флангам прикрывали сотни три всадников.
В раннюю республику регулярной армии не существовало как таковой. Только на время каждой кампании армия набиралась из соображений текущего момента. Для чего в оговоренный день в условном месте собирались все мужчины призывного возраста, из которых и набирали рекрутов – служба в армии считалась почетной обязанностью свободного гражданина. Из этой толпы набирали нужное число людей, которых делили на несколько групп. И из них командиры легионов уже набирали себе солдат. Причем система отбора была построена таким образом, что качественно состав этих легионов был примерно однороден. Работало это так: из первой группы право первого отбора получал командир первого легиона. Затем бойцов выбирал командир второго, третьего и так далее. Затем очередность сменялась. И преимущество первого выбора переходило ко второму легиону. Затем первым выбирали в третий легион. И так по кругу. Пока не наберется полный штат.
Такая система просуществовала относительно долго. Но по мере нарастания агрессии во внешней политике Рима становилось понятно, что система набора неидеальна. Армия, собираемая от случая к случаю, не отличалась сплоченностью. Требовалось что-то более регулярное (это раз) и многочисленное (это два). Но тут имелись сложности – свободные граждане, способные оплатить экипировку, были землевладельцами. И если их надолго запрячь в солдатскую лямку, то наступал коллапс экономики. Поэтому решили привлекать к службе и тех, кто раньше в армию и не мечтал попасть. Правда, пришлось им платить и экипировать. Но зато теперь имелась профессиональная армия. Ну а после выхода на пенсию по выслуге ветеран имел право на земельный участок – социальная гарантия той поры. Правда, служба должна была быть безупречной. Иначе право на привилегию терялось.
После II Пунической войны Рим, внимательно смотревший за противником и не брезговавший перенимать полезные привычки, стал привлекать к воинской службе и чужеземцев. Что было оправданным – и демографическая нагрузка на метрополию ниже, и на удалении воевать проще (из центра-то на границы солдат гонять не самое простое дело). Так постепенно складывалась практика уже воевать не своими руками, а руками покоренных народов. Что окончательно оформилось уже при поздней империи. К тому же в метрополии уже и земли-то свободные для ветеранов отсутствовали. А в колониях таких – море. Вот и придумали набирать армию из варваров, а после исправной службы в заданный срок давать им гражданство с полным набором привилегий. Причем для этого их и в Рим-то приглашать не требовалось – небольшой фермы где-то у края империи вполне хватало. И система исправно работала. До той поры, пока римское сообщество окончательно не обленилось.