7,1K подписчиков

"Лебединое озеро": счастливый финал или трагический?

3,4K прочитали

Как известно, музыка оригинального "Лебединого озера" 1877 года была не особо талантливо воплощена в хореографии. Сей факт сильно повлиял на то, что в дальнейшем балет часто переделывался. Это касается и концовки балета - какой-то единой не существет, каждый балетмейстер трактует ее по-своему.

Как известно, музыка оригинального "Лебединого озера" 1877 года была не особо талантливо воплощена в хореографии. Сей факт сильно повлиял на то, что в дальнейшем балет часто переделывался.

Перечислим, каковы концовки в основных постановках ЛО. Как известно, в оригинальной версии 1877 года все заканчивалось бурей и смертью обоих героев - Зигфрида и Одетты. На таком финале настаивал Чайковский, ему было важно воплотить на сцене предсмертную песнь лебедя, подсказанную трудом Александра Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу".

Надо сделать уточнение, что бури-то в 4 акте было две: первая - до выхода Зигфрида, и, собственно, финальная буря с разливающимся озером, ломающимися деревьями, громом, молниями и т.д., которой как раз особое внимание Чайковский и уделял.

В общем, в первой постановке финал трагический - герои гибнут.

В версии 1895 года (вроде как успешной) финал был переделан. Вот только балетоведы и любители, интересующиеся историей, расходятся в его оценке.

По факту, умирают там все трое - злой гений Ротбарт, принц и Одетта. Одетта сбрасывается со скалы, дабы избежать навечного превращения в лебедя, Зигфрид следует за ней. Смерть ради любви к Одетте губит и Ротбарта. Но так заканчивается либретто. Так ли было на сцене?

Дело в том, что точного описания того, что происходило на сцене в финале спектакля в день премьеры версии 1895 года, нет. Точнее, оно есть, но обрывочное, и заканчивается как раз на самом интересном - что же в самом конце? Согласно записям Николая Сергеева по методу Степанова (метод записи хореографии и сценического действия) и описаниям очевидцев, в конце души принца и Одетты появляются в ладье в форме раковины, запряженной лебедями. Т.е., это намек на счастливую загробную жизнь. Это-то и дает некоторым повод говорить о том, что финал-то счастливый. Например, так оценивал финал Георгий Римский-Корсаков (театровед и архивист, предположительно родственник знаменитого композитора по отцу).

Ну тут уж все зависит от личного восприятия - возможно, для кого-то тот факт, что души героев спаслись и (наверное) будут жить счастливо на небесах, говорит о счастливом финале. Но нужно отметить вот что.

Первому ЛО 1877 года вменяли в вину (среди многого прочего) бессмысленность развязки. По сюжету там принц в 4 акте срывает корону с головы Одетты (свеобразный ее талисман), что является причиной ее гибели. Однако мотивация данного поступка непонятна. Единственное, что она отказалась его прощать за то, что он ее предал, и в отместку за это он сорвал ее корону ("Волею или неволею, но ты остаешься навсегда со мной!"), но такой мотив выглядит надуманным.

Однако и финал версии 1895 года не лучше. Там Одетта не хочет жить, после того, как принц полюбил другую и предал ее (по сюжету только тот, кто не клялся в любви никому другому, может быть ее избавителем от чар Ротбарта), но по факту предательства не было. Из сохранившихся описаний спектакля после того самого черного па-де-де, где Одиллия обольщает Зигфрида, Ротбарт подходит к нему и требует поклясться, что он любит ее и женится на ней, но Зигфрид отказывается клясться.

В последнем акте, на озере, сцена опять повторяется: Ротбарт, внезапно появившись, встает между Одеттой и принцем, напоминает тому в утвердительной форме, что он "поклялся любить и жениться", и прогоняет его с озера. На что Зигфрид отвечает, что не было такого: не клялся, - и уходить отказывается. Возникает закономерный вопрос - так если клятвы не было, из-за чего тогда весь сыр-бор?

Бессмыслености финала там добавлял тот факт, что в течение его Зигфрид несколько раз прятался от Ротбарта за Одетту (или она сама приходила ему на помощь), что отпугивало злого гения. Т.е., у нее есть определенная сила против Ротбарта? Так в чем же тогда опасность для нее?

Алексей Булгаков в роли Ротбарта, постановка 1895 года
Алексей Булгаков в роли Ротбарта, постановка 1895 года

Более того, костюм, в который был разряжен Ротбарт в той постановке, был обсмеян в прессе (пернатое трико, совиная голова на груди, когтистые перчатки и башмаки, огромные крылья за спиной, рогатая шапочка). Критик одной из газет назвал Ротбарта "немецким чортом", а Константин Сергеев (выдающийся советский танцовщик и балетмейстер, успевший застать оригинал Петипа-Иванова в молодые годы) вспоминал о "бутафорской фигуре в балахоне". Балаганный внешний вид злого гения не способствовал серьезному восприятию его угроз.

Все эти факты серьезно смазывали финал постановки Петипа-Иванова.

Но коротко пройдемся по концовкам еще некоторых известных постановок.

У Агриппины Вагановой в 1933 году концовка была трагическая - Одетта гибла от выстрела охотника, а Зигфрид совершал суицид над ее хладным (или еще не совсем) трупом.

Кстати, знакомая многим (и меня лично веселящая) концовка с отрыванием Ротбарту крыла, который после этого бьется в конвульсиях и гибнет, была придумана Асафом Мессерером в 1937 году в его совместной с Евгенией Долинской постановке для Большого театра.
Jack Devant photo
Jack Devant photo

В версии Константина Сергеева, идущей в Мариинском театре (а также в некоторых других), присутствует то самое оторванное крыло, из-за которого гибнет филин Ротбарт. Одетта и принц остаются в живых.

У версии Юрия Григоровича для БТ все так мрачно, что сразу понятно, что ничего хорошего героев не ждет. В конце Ротбарт уносит Одетту за некий магический занавес с эмблемой черного и белого лебедей, где умерщвляет ее, а сам исчезает. Принц остается жить со своими внутренними проблемами наедине.

Большой театр, финал Лебединого озера

У Владимира Бурмейстера, чью версию можно увидеть в театре Станиславского и Немировича-Данченко, все гораздо радужней. Скала-вулкан, на которой возвышается Ротбарт в финале, разрывается (лава что ли наружу рванула?), Ротбарт гибнет. Одетта и принц живы и счастливо возвышаются в финале на той же скале. Не знаю, было ли так всегда. Насколько мне известно, изначально в версии Бурмейстера еще и остальные лебеди освобождались от заклятия Ротбарта в силу торжествующей любви Одетты и Зигфрида.

В версии Алексея Мирошниченко, которого многие сейчас знают по жюри проекта "Большой балет", поставленной для Пермского оперного театра, черные лебеди кружат Одетту в смертельном танце. Она погибает на руках принца, затем ее уносят четыре белых лебедя, и после этого Зигфрид бьется с Ротбартом. У того крыльев в этой постановке нет, отрывать ему нечего (наоборот, там Ротбарт заламывает принцу руку). В общем, в неравной схватке с колдуном принц гибнет. Выбегает его друг, Бенно, и рыдает над его телом, аки Альберт над Жизелью в конце 1 акта. А в это время за его спиной по небу проплывают (поздно мы с тобой поняли, что вдвоем вдвойне веселей...) души Одетта и Зигфрида. И вот какой это финал - счастливый или трагический?

"Лебединое озеро" Алексея Мирошниченко
"Лебединое озеро" Алексея Мирошниченко

Своеобразна трактовка финала в постановке Сергея Боброва в Красноярском оперном театре. В 2014 году Бобров поставил ЛО, близкое, по его словам, к оригиналу 1877 года. А в том оригинале олицетворением зла была мачеха Одетты в облике совы, а не Ротбарт. Она и пыталась погубить Одетту. Но Одетта там гибнет не от злых чар, а от любви к земному человеку, потому что такова ее судьба, карма: ее мать также погубила злая Сова за любовь к земному рыцарю, дочерью которого и является Одетта. Вот так Бобров и поставил.

ЛО в Красноярском театре
ЛО в Красноярском театре

Как вы видите, каких финалов только нет, на любой вкус. Много ли вы видели разных постановок "Лебединого озера"? Какой финал находите самым удачным?

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.