Для тех, кто любит гулять по бывшей Немецкой слободе (ныне - окрестности метро "Бауманская"), или там живет, этот дом в представлении не нуждается. Хотя, надо сказать, из всех архитектурных достопримечательностей этого района, он не самый примечательный. Но если вам доводилось ждать трамвай на остановке "Бакунинская улица", то вы наверняка обращали на него внимание.
Речь идет о доходном доме крестьянина Фролова по адресу Бауманская, 23. В одном из выпусков подкаста "Путешествия Ленивца" я уже говорил, что среди крестьян и в годы крепостного права появлялись вполне себе зажиточные товарищи (за счет управления господскими предприятиями), а после реформ Александра II таких нуворишей только прибавилось. Правда, прежде чем прославлять вертикальную мобильность российской империи, следует учитывать, что на общем фоне такие господа составляли, скорее, статистическую погрешность.
Но вернемся к Фролову... Хотя чего к нему возвращаться, об этом товарище мы доподлинно знаем только три вещи - звали его Антон, он числился по сословию "крестьян", и в 1914 году был, по меркам этого сословия, баснословно богат. Настолько, что мог себе позволить заказать довольно престижному архитектору Виктору Мазырину проект собственного доходного дома. Откуда мы знаем, что Мазырин престижный? Ну, наследники купеческой династии Морозовых к второсортным архитекторам не обращались.
Не знаю, насколько на Мазырина повлияло расположение будущего здания в бывшей Немецкой слободе, но то, что небольшой четырехэтажный доходный дом был стилизован под западноевропейскую готику - это однозначно. Это делает его уникальным - в Москве на рубеже XIX и XX века строили немало зданий в стиле "нео-готики", но большинство из них гораздо более масштабны, чем дом Фролова. Он выглядит настолько махоньким (причем, со всех сторон), что как-то не отдаешь себе отчет, что в нем целых четыре этажа. Лестница и витражи с парадного фасада остались нетронутыми еще с начала XX века, поэтому сюда даже водят экскурсии.
Как вы понимаете, война и революция быстро разрушили мечты крестьянина Фролова стать респектабельным московским рантье. Первое время в доме размещались какие-то организации, затем его сделали жилым. Мнение, что сейчас он принадлежит одному человек, ошибочно - это классический жилой дом, который делят между собой хозяева квартир. На первом этаже один из жильцов держал ресторан "Немецкая слобода", но сейчас тот стоит закрытым - возможно, это как-то связано с тем, что, если верить архивной статье с портала "Афиша", меню совмещало в себе европейскую, грузинскую и китайскую кухню, а как известно любому ценителю вкусной еды, чем больше блюд и кухонь в меню - тем больше шансов того, что есть это все будет невозможно. Вот здесь можно прочитать достаточно интересную историю о том, как в этом доме сейчас живется (там и фотографии, если честно, лучше - видимо, я слишком торопился в день прогулки).
А мне просто нравится любоваться этим домом, стоя на трамвайной остановке, желательно - с приятной тяжестью в виде книжек, купленных в симпатичном подвальчике "Книги на Бауманской", буквально за углом. Ну, или хотя бы вдоволь нагулявшись по бывшим "немецким" переулкам, по улицам Радио и Казакова, или по Басманным. Есть в этом небольшом странном готическом замке, построенном крестьянином накануне Первой мировой войны, что-то очаровательное и необычное.