Найти в Дзене
Лунная программа

История создания лунного корабля НАСА. Часть 1

В 1961 году НАСА имела в своем активе 17 минут летного космического времени. Но годом ранее, когда не было никакого полетного опыта вообще, у НАСА уже было видение пилотируемого полета на Луну. Понятно, что очень наивного.

Космический корабль с двумя астронавтами на борту прилуняется около корабля-танкера, который сел туда еще ранее, заправляются, проводят необходимые эксперименты: собирают лунный грунт, фотографируются на фоне неба, усыпанного звездами, чтобы конспирологи не подумали на Кубрика, и улетают обратно
Космический корабль с двумя астронавтами на борту прилуняется около корабля-танкера, который сел туда еще ранее, заправляются, проводят необходимые эксперименты: собирают лунный грунт, фотографируются на фоне неба, усыпанного звездами, чтобы конспирологи не подумали на Кубрика, и улетают обратно

А в 1961-62 еще не напрягались по поводу сложной системы полета на Луну. Все виделось просто - прилетели, сели, улетели. Главное - сделать ракету побольше

Никакого отдельного полета вокруг Луны не планировалось. Весь бутерброд прилунялся. Командный модуль, взлетный модуль, он же сервисный и посадочный. Потом посадочный остается на Луне, а командный вместе со взлетным стартуют.
Никакого отдельного полета вокруг Луны не планировалось. Весь бутерброд прилунялся. Командный модуль, взлетный модуль, он же сервисный и посадочный. Потом посадочный остается на Луне, а командный вместе со взлетным стартуют.

Как двигалась творческая мысль дизайнеров - инженеров можно видеть на следующем рисунке:

Май 1960 -единый полетно-посадочный корабль. Движение в сторону разделяемой схемы. И варианты возвращаемого модуля
Май 1960 -единый полетно-посадочный корабль. Движение в сторону разделяемой схемы. И варианты возвращаемого модуля
Президент Джон Кеннеди около концептуальной модели лунного модуля. Это была первая попытка НАСА создать специализированный лунный посадочный модуль. Это был лишь концепт. И летом 1962 года восемь фирм боролись за право участия в программе полета на Луну. Каждая фирма могла предложить свой вариант посадочного модуля
Президент Джон Кеннеди около концептуальной модели лунного модуля. Это была первая попытка НАСА создать специализированный лунный посадочный модуль. Это был лишь концепт. И летом 1962 года восемь фирм боролись за право участия в программе полета на Луну. Каждая фирма могла предложить свой вариант посадочного модуля
Из документации 1962 года "Project Apollo. Lunar excursion module development statement of work". Обратите внимание, как тогда назывался лунный модуль - "лунный прогулочный модуль". Игривое название вскоре убрали. Как потом убрали позывные астронавтов и названия кораблей, не отвечающие эпохальности момента.
Из документации 1962 года "Project Apollo. Lunar excursion module development statement of work". Обратите внимание, как тогда назывался лунный модуль - "лунный прогулочный модуль". Игривое название вскоре убрали. Как потом убрали позывные астронавтов и названия кораблей, не отвечающие эпохальности момента.
Лето 1962 года. Первый вариант, предложенный фирмой Грумман. Астронавтов двое, они сидят. Большие прозрачные иллюминаторы. жесткие посадочные опоры. Но уже здесь видны две двигательные системы - посадочная и взлетная. Посадочная ступень служила потом взлетным столом, что облегчало конструкцию
Лето 1962 года. Первый вариант, предложенный фирмой Грумман. Астронавтов двое, они сидят. Большие прозрачные иллюминаторы. жесткие посадочные опоры. Но уже здесь видны две двигательные системы - посадочная и взлетная. Посадочная ступень служила потом взлетным столом, что облегчало конструкцию
Концептуальная модель фирмы Грумман, очень 1962 года, выставленная на участие в конкурсе. Жесткие посадочные опоры, два стыковочных люка, большие иллюминаторы как на вертолете, трап отсутствовал. В ноябре 1962 Грумман получил контракт НАСА стоимостью 1,61 млрд долларов на постройку 15 лунных модулей, 10 тестовых модулей и два макета-тренажера
Концептуальная модель фирмы Грумман, очень 1962 года, выставленная на участие в конкурсе. Жесткие посадочные опоры, два стыковочных люка, большие иллюминаторы как на вертолете, трап отсутствовал. В ноябре 1962 Грумман получил контракт НАСА стоимостью 1,61 млрд долларов на постройку 15 лунных модулей, 10 тестовых модулей и два макета-тренажера
Том Келли, "отец лунного модуля". Снимок 1966 года. Главный дизайнер в фирме Грумман. То, что сотворил Келли нельзя было назвать красивым, но оно было функциональным. Современные конспирологи очень любят потешаться над внешним видом лунного модуля, называя его скворечником, курятником, заклеенным оберточной бумагой со скотчем. Но этот лунный модуль шесть раз успешно садился на Луну и взлетал с нее. А эстетически красивые модели летали лишь в фантастических романах.
Том Келли, "отец лунного модуля". Снимок 1966 года. Главный дизайнер в фирме Грумман. То, что сотворил Келли нельзя было назвать красивым, но оно было функциональным. Современные конспирологи очень любят потешаться над внешним видом лунного модуля, называя его скворечником, курятником, заклеенным оберточной бумагой со скотчем. Но этот лунный модуль шесть раз успешно садился на Луну и взлетал с нее. А эстетически красивые модели летали лишь в фантастических романах.

Том Келли написал книгу, которая была опубликована незадолго до его смерти - "Moon Lander (How We Developed the Apollo Lunar Module)" 2001

1966 год. Кадр из документального фильма. Томас Келли (слева) рассказывает ведущему о конструкции лунного модуля
1966 год. Кадр из документального фильма. Томас Келли (слева) рассказывает ведущему о конструкции лунного модуля
А здесь он демонстрирует раскрытие опор. Для демонстрации было сделано специальное устройство, не пиропатрон. Нога опустилась так быстро и мощно, что чуть не покалечила ведущего.
А здесь он демонстрирует раскрытие опор. Для демонстрации было сделано специальное устройство, не пиропатрон. Нога опустилась так быстро и мощно, что чуть не покалечила ведущего.

Посмотреть фильм "Высадиться на Луну" можно здесь. В 1966 году Томасу Келли было меньше 40 лет, а под его началом работало более 7.000 человек.

Совещание 6 октября 1964 года. Келли справа от Брауна
Совещание 6 октября 1964 года. Келли справа от Брауна
1962 год. Знакомый нам уже вариант лунного модуля наверху справа. А вокруг - элементы лунной базы. Да, тогда планировали надолго остаться на Луне
1962 год. Знакомый нам уже вариант лунного модуля наверху справа. А вокруг - элементы лунной базы. Да, тогда планировали надолго остаться на Луне
Вариант лунной лаборатории - Molab. Астронавты должны были здесь жить неделями. Увы, не случилось
Вариант лунной лаборатории - Molab. Астронавты должны были здесь жить неделями. Увы, не случилось

Грумман даже построил полномасштабную модель Молаба:

Полномасштабная модель. 1964 год. Принцип конструкции колес позднее был использован на Марсе в 2004 году. Не думайте, что дело ограничилось игрушками. Документации по Молабу в свободном доступе очень много. Эх, хоть бы малую толику документов по советскому лунному кораблю.
Полномасштабная модель. 1964 год. Принцип конструкции колес позднее был использован на Марсе в 2004 году. Не думайте, что дело ограничилось игрушками. Документации по Молабу в свободном доступе очень много. Эх, хоть бы малую толику документов по советскому лунному кораблю.
Когда Королев встречался с конструкторами, первый вопрос был о весе. Сколько удалось сэкономить. НАСА также боролась с весом. Первыми пошли в корзину большие красивые, эстетически прекрасные иллюминаторы. Вместо них поставили некрасивые маленькие треугольные. Не такие бы снял Кубрик!
Когда Королев встречался с конструкторами, первый вопрос был о весе. Сколько удалось сэкономить. НАСА также боролась с весом. Первыми пошли в корзину большие красивые, эстетически прекрасные иллюминаторы. Вместо них поставили некрасивые маленькие треугольные. Не такие бы снял Кубрик!
Модель TM-1. Макет, построенный из дерева. 1964 март. Пять жестких опор заменили на 4 складывающиеся. Люк по-прежнему круглый. Трапа нет, считали, что он может быть поврежден при посадке. Астронавтам предложили веревку с узлами. Астронавты веревкой пользоваться не смогли.
Модель TM-1. Макет, построенный из дерева. 1964 март. Пять жестких опор заменили на 4 складывающиеся. Люк по-прежнему круглый. Трапа нет, считали, что он может быть поврежден при посадке. Астронавтам предложили веревку с узлами. Астронавты веревкой пользоваться не смогли.
Модель TM-1. Апрель 1964. Канал с узлами исчез. Появился трап. Но не такой. каким мы его видели. Слева Томас Келли. От гидравлики в опорах отказались, предпочли более легкую сотовую конструкцию. Ее и обсуждают люди в кадре
Модель TM-1. Апрель 1964. Канал с узлами исчез. Появился трап. Но не такой. каким мы его видели. Слева Томас Келли. От гидравлики в опорах отказались, предпочли более легкую сотовую конструкцию. Ее и обсуждают люди в кадре
Макет M-5. Октябрь 1964 года. Выполнен из металла. Форма уже близка к той, что отправилась на Луну. Трап переместился на опору, опорные подушки увеличены в размере. И форма все дальше отходит от красивой аэродинамической, приятной для глаза конспирологов. К лунному модулю просто лепили по мере необходимости то, что требовалось. Нужна антенна, лепили антенну. В люки -круглые!
Макет M-5. Октябрь 1964 года. Выполнен из металла. Форма уже близка к той, что отправилась на Луну. Трап переместился на опору, опорные подушки увеличены в размере. И форма все дальше отходит от красивой аэродинамической, приятной для глаза конспирологов. К лунному модулю просто лепили по мере необходимости то, что требовалось. Нужна антенна, лепили антенну. В люки -круглые!
В проектировании лунного модуля принимали активное участие астронавты. Здесь показано тестирование входного люка. Пролезать было трудно. Октябрь 1964 год.
В проектировании лунного модуля принимали активное участие астронавты. Здесь показано тестирование входного люка. Пролезать было трудно. Октябрь 1964 год.
Ноябрь 1964. Браун остался доволен конструкцией модуля, однако попросил сделать 120 (!) изменений в модуле.
Ноябрь 1964. Браун остался доволен конструкцией модуля, однако попросил сделать 120 (!) изменений в модуле.
Остап Бендер в свое время сказал: "Стулья расползаются как тараканы", когда гарнитур тещи Кисы Воробьянинова продали на аукционе. Вот так же и историческая документация космических программ уходит в частные руки. Вот за этот лот из 200+ чертежей просят всего-то 1500 долларов.
Остап Бендер в свое время сказал: "Стулья расползаются как тараканы", когда гарнитур тещи Кисы Воробьянинова продали на аукционе. Вот так же и историческая документация космических программ уходит в частные руки. Вот за этот лот из 200+ чертежей просят всего-то 1500 долларов.
Ноябрь 1964 года. В кабине лунного модуля еще имеются сидения для астронавтов. Дверца люка уже не круглая. Сидения вскоре убрали - экономия веса, да и смотреть в иллюминаторы сидя было затруднительно. Пользоваться маленькими треугольными иллюминаторами можно было только прижавшись лицом к стеклу. вместо сидений придумали "упряжь", которая фиксировала астронавтов в правильном положении
Ноябрь 1964 года. В кабине лунного модуля еще имеются сидения для астронавтов. Дверца люка уже не круглая. Сидения вскоре убрали - экономия веса, да и смотреть в иллюминаторы сидя было затруднительно. Пользоваться маленькими треугольными иллюминаторами можно было только прижавшись лицом к стеклу. вместо сидений придумали "упряжь", которая фиксировала астронавтов в правильном положении

В конце 1965 года дизайн остановили, чтобы приступить к постройке и последующему тестированию.

Окончательная конструкция выглядела так:

Конец 1964 года. Люки квадратные
Конец 1964 года. Люки квадратные
астронавты около макета. Люк квадратный. Форма несимметричная (некрасивая!). Несимметричность вызвана необходимостью уравновесить баки с топливом, которые имели разный вес.
астронавты около макета. Люк квадратный. Форма несимметричная (некрасивая!). Несимметричность вызвана необходимостью уравновесить баки с топливом, которые имели разный вес.
Схема 1969 года
Схема 1969 года

А потом начинаются работы по созданию модулей и их сборки

Передняя часть взлетного блока. Изготавливали из цельного куска алюминия с ребрами жесткости. Не фольга, которую можно запросто проткнуть отверткой! Кстати, это еще вариант с круглым люком.
Передняя часть взлетного блока. Изготавливали из цельного куска алюминия с ребрами жесткости. Не фольга, которую можно запросто проткнуть отверткой! Кстати, это еще вариант с круглым люком.
А это сборка модели LM 5. Это именно та модель, которой будет суждено войти в историю. В ней полетят Нил Армстронг и Базз Олдрин.
А это сборка модели LM 5. Это именно та модель, которой будет суждено войти в историю. В ней полетят Нил Армстронг и Базз Олдрин.
Взлетная ступень во время сборки
Взлетная ступень во время сборки
А это сборка посадочной ступени. На Луну она не полетит. Это часть модели LM2. Ей предстояло летать вокруг Земли в беспилотном режиме. Но... на орбиту она не попала. В НАСА решили, что модель LM1 успешно выполнила всю программу на Аполлоне-5, и поэтому решили отказаться от отправки еще одного модуля на орбиту. Вместо этого она принимала участие в наземных тестах. В 1970 году она была на Всемирной выставке в Осаке, потом вернулась в США, была отреставрирована на глазах посетителей, и находится теперь в Смитсоновском музее
А это сборка посадочной ступени. На Луну она не полетит. Это часть модели LM2. Ей предстояло летать вокруг Земли в беспилотном режиме. Но... на орбиту она не попала. В НАСА решили, что модель LM1 успешно выполнила всю программу на Аполлоне-5, и поэтому решили отказаться от отправки еще одного модуля на орбиту. Вместо этого она принимала участие в наземных тестах. В 1970 году она была на Всемирной выставке в Осаке, потом вернулась в США, была отреставрирована на глазах посетителей, и находится теперь в Смитсоновском музее
LM2 в музее
LM2 в музее
Баки для взлетной ступени. На ступень устанавливали два одинаковых титановых шара.
Баки для взлетной ступени. На ступень устанавливали два одинаковых титановых шара.

После черновой сборки основных конструкций, модуль переносят в "чистую комнату". А там уже люди в белых халатах.

Электрика, двигатели...
Электрика, двигатели...
Взлетная и посадочные ступени встретились вместе. Их соединяют болтами. На мысе Канаверал болты заменят на пиропатроны...
Взлетная и посадочные ступени встретились вместе. Их соединяют болтами. На мысе Канаверал болты заменят на пиропатроны...

А это я бы купил. Если бы был Маском. Или хотя бы депутатом Госдумы.

325 подписей. Ведь постарался же кто-то обойти всех и попросить расписаться!

325 подписей сотрудников НАСА, Груммана и 43-х астронавтов
325 подписей сотрудников НАСА, Груммана и 43-х астронавтов

По материала книги Stoff J. "Building moonships (the Grumman lunar module)" 2011

Продолжение следует... надеюсь