Найти тему
Две Войны

Как сражался немецкий 70-тонный танк «Ягдтигр»

Стремясь вернуть себе господство в военной технике, Вермахт выдавал одни утопические требования к новым образцам за другими, не считаясь с возможностями промышленности и производства. Один из таких проектов - Jagdtiger мы с Вами рассмотрим в этой статье.

История появления этой "Вундервафли"

В 1942 году в высшем командном составе Вермахта назрел вопрос, который будоражил немецких танкистов чуть ли не с первых недель войны – как бороться с советскими танками? Бронепробития орудий танков Pz. III не хватало для борьбы с основными советскими танками, для уверенного поражения немцам приходилось подбираться чуть ли не вплотную, каждый миг рискуя не только своими боевыми машинами, но и жизнями танкистов, а "Тигров" в достаточном количестве ещё не было.

Для этих целей конструкторы в спешном порядке переконструировали зенитное орудие Flack 8,8, переоснастив её прицелами и снарядами противотанкового назначения. Пушку придумали, даже придумали ей грозное название Panzerjägerkanone43, или Pak 43. Дословно это можно перевести как «орудие истребителей танков». Оказалось, что параллельно разработке орудия, немецкие конструкторы работали над созданием новых боевых машин, таких как Тигр, Королевский Тигр, Насхорн, Ягдпантер, Фердинанд. С появлением новых советских танков, таких как ИС-1, СУ-152 и ИСУ-152, вновь встал вопрос о господстве немецкой техники на поле боя.

Зенитное орудие Pak.44 на колёсном лафете. Фото в свободном доступе.
Зенитное орудие Pak.44 на колёсном лафете. Фото в свободном доступе.

В октябре 1943 года, фирме Nibelungenwerke было выдано техзадание. Нужна была сверхмощная самоходка , способная одним выстрелом уничтожить любой танк противника. В рекордно короткие сроки, деревянный макет новой самоходки был продемонстрирован руководству Германии. Вся разработка заключалась в небольшом удлинении корпуса, вместо башни устанавливалась массивная бронированная рубка, а в качестве орудия была установлена 128-мм нарезная противотанковая пушка Pak.44. Руководство встретило машину очень хорошо, практически сразу заказав 150 единиц .

Высокая масса и низкая надёжность

"Яга" унаследовала ходовую и моторную часть от своего «предка» - танка «Королевский Тигр», вместе со всеми «детскими болезнями», некоторые из которых даже усугубились в ходе производства. А именно – вследствие огромнейшей массы, каждые две-три сотни километров требовалось менять диски сцепления, ленивцы – на них просто стирались зубцы. Ремонт в полевых условиях был очень сложным, порою даже невозможным. Некоторые машины из-за невозможности починки в расположении части, были разобраны или уничтожены.

Серьёзным изменениям подверглось боевое отделение. Теперь, вместо башни, в продолжение корпуса поднимались боковые стенки боевой рубки. Лобовой лист состоял из цельного бронелиста толщиной 25 см. В листе, в конической маске орудия Saukort, располагалось 128-мм орудие, стрелявшее бронебойными или фугасными снарядами. Противопехотным вооружением новой машины стал штатный пулемёт MG-34, хотя в некоторых источниках упоминаются и MG-42.

Линия сборки САУ Ягдтигр. Завод Nibelungenwerke, предположительно начало 1945 года. Фото в свободном доступе.
Линия сборки САУ Ягдтигр. Завод Nibelungenwerke, предположительно начало 1945 года. Фото в свободном доступе.

Боевое крещение

Впервые «Ягдтигры» выступили на Западном фронте, в начале 1945 года. Один из двух батальонов, на вооружении которых стояли новые самоходки, в течении боёв с 23 марта по 21 апреля, в районе Рур сложилась невыгодная для Вермахта ситуация – немецкие войска были окружены союзниками, которые вынудили немцев сдаться. Все более-менее новые образцы техники было приказано уничтожить, чтобы они не достались противнику, эта судьба постигла и «Ягдтигры».

Второй батальон действовал в Венгрии, в рамках Балатонской операции. Точных данных о потерях среди «Ягдтигров» найти не удалось, но известно, что большинство машин, что уцелели в боях, были взорваны или попросту брошены своими экипажами, спасшимися бегством. Последние «охотники» были замечены в боях 6-7 мая, на территории Австрии.

Оценка техники

На момент своего появления в войсках, у антигитлеровской коалиции не было бронетехники, способной уцелеть при прямом попадании снаряда «Ягдтигра» на дистанциях эффективного огня. Но вместе с этим у машины отмечались некоторые критические недостатки, частично перешедшие с «Королевского Тигра»:

  • Огромная масса (75 тонн) перегружала ходовую часть, что не добавляло машине выносливости. В связи с этим, в комплект с машиной штатно входили пакеты взрывчатки, которые экипаж должен был активировать в случае невозможности эвакуации, для исключения возможности захвата целых экземпляров самоходки.
  • Недостаточная подвижность машины, что не позволяло использовать её в маневренных боях. Слишком малая удельная мощность мотора не позволяла ей развить высокую скорость без риска разрушения ленивцев или коробки передач.
  • Фиксированная боевая рубка с малым углом горизонтальной наводки орудия зачастую приводила к окружению машины противником. А её бортовая броня толщиной в 80 мм уже не была защищена от пробития некоторыми видами оружия.
  • Высокая стоимость производства и сложное техническое обслуживание машины.
  • Опять же огромная масса не давала возможности нормально передвигаться машине по заболоченной местности, местности с рыхлым грунтом, а также не каждый мост мог выдержать её вес.
Американский солдат осматривает уничтоженную САУ. Фото в свободном доступе.
Американский солдат осматривает уничтоженную САУ. Фото в свободном доступе.

Критике также подвергались и бортовые передачи с механизмами поворота – в отчётах указывалось о их перегреве и следующем за этим выходе из строя. Также поднимался вопрос о перерасходе топлива – разница с паспортными значениями порой доходила до 250 литров! А это был стратегически нужный Вермахту бензин, расход которого контролировал чуть ли не Генеральный штаб армии Третьего рейха.

Всего за время выпуска было выпущено по разным оценкам, от 75 до 90 машин, различной комплектации (в последние месяцы войны, на них даже ставили 88-мм орудия от «Тигра»). Малый объём выпуска был продиктован нехваткой сырья, постоянными бомбардировками завода-изготовителя и даже некоторыми саботажными мероприятиями. Нехватка сырья доходила до таких ситуаций, что вместо необходимого для брони молибдена, в металл добавляли ванадий, что понижало вязкость брони, одновременно повышая её хрупкость и ломкость – при испытаниях захваченной советскими войсками самоходки выяснилось, что несколько попаданий в лобовой бронелист приводят к выходу из строя трансмиссии «Ягдтигра», одновременно с разрушением сварных швов или надлому самого листа.

Имей руководство Вермахта амбиции в отношении оружия поменьше, или дав конструкторам дополнительные сроки на создание новой машины, кто знает, к чему бы это привело? Возможно, союзникам пришлось бы столкнуться с более надёжной машиной, более сбалансированной по всем боевым показателям самоходкой.

О противостоянии немецких и советских САУ можно читать здесь.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, был ли «Ягдтигр» эффективной машиной?