Константин Савицкий помогал Ивану Шишкину рисовать медведей. Илья Репин изобразил Пушкина на картине Ивана Айвазовского, а самый известный портрет Крылова заканчивал ученик Карла Брюллова. Какие картины русских художников на самом деле написаны не одним автором?
«Портрет И.А. Крылова» Карла Брюллова
Портрет баснописца Ивана Крылова Карл Брюллов начал писать в 1838 году. Основную часть полотна он создал за один сеанс, осталось только выписать левую руку писателя. Живописец долго не заканчивал картину, и Крылов даже высказался, что не увидит готовый портрет при жизни. Так и вышло. Чтобы завершить картину, Брюллов попросил сделать гипсовый слепок с руки умершего баснописца, но дописывать полотно сам не стал. Заканчивал портрет ученик Брюллова — Фаддей Горецкий.
«Охотники на привале» Василия Перова
Василий Перов в 1871 году работал над полотном «Охотники на привале». Картину показали на выставке передвижников, для своей коллекции ее купил меценат Павел Третьяков. Позже, в одном из писем друзьям, Перов рассказал, что пейзаж ему помогал закончить Алексей Саврасов.
«Прощание Пушкина с морем» Ивана Айвазовского
В конце 1870-х годов Айвазовский взялся за монументальное полотно — «Прощание Пушкина с морем», а крупную фигуру Пушкина на переднем плане попросил написать своего друга — Илью Репина. Тот вспоминал: «Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку». Критики называли репинского Пушкина одним из самых достоверных портретов поэта.
«Осенний день. Сокольники» Исаака Левитана
«Осенний день. Сокольники» были одной из немногих работ Левитана, на которых изображен человек. Однако фигуру женщины на аллее написал не сам художник, а его товарищ по классу живописи — Николай Чехов, брат известного писателя.
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина
Мастер лесных пейзажей Иван Шишкин начал писать картину с медведями в конце 1880-х годов. Он тонко чувствовал анатомию леса, но вот с медведями у художника не задалось.
Тогда его товарищ, художник Константин Савицкий изобразил на картине медведей — так его подпись появилась на полотне. Но Павел Третьяков, который приобрел картину, приказал вывести подпись Савицкого скипидаром. В первую опись галереи полотно также вошло без соавтора. Именно поэтому долгое время Шишкина считали единственным автором «Утра в сосновом лесу».