Идея лимита на легионеров появилась в 2002-м году, после провала сборной на Чемпионате мира в Японии и Корее. Окончательно его утвердили в 2004 году, с очень странными формулировками – на поле должно присутствовать не более 5-ти легионеров, но от статуса легионера освобождались игроки, сыгравшие более 10 матчей за свои сборные.
В 2006-м, после невыхода сборной на Чемпионат мира, лимит ужесточили – не более 7 иностранцев, без всяких оговорок про игру за сборные. И это был самый разумный формат лимита. Если на поле должно быть минимум 4 русских игрока, подразумевает, что в составе, для ротации должно быть не менее 6-8. На 16 команд – 96-128. Больше сотни игроков, играющих на высшем уровне, рядом с высококлассными иностранными футболистами. А те, кто не выходит в старте, должны не паспортом, а игрой доказывать свою конкурентоспособность.
Исторический результат на Чемпионате Европы 2008, Мутко, совмещавший на тот момент должности президента РФС и министра спорта, преподнес как подтверждение правильного пути и еще ужесточил лимит – не больше 6 иностранцев на поле.
Только Мутко не учел одного очень важного фактора – все игроки этой сборной, кроме Романа Широкова, к моменту введения лимита на легионеров, уже были основными игроками топ-клубов России, или играли за границей... Более того, если бы не лимит, так стремительно не закончилась бы карьера Сычева в «Марселе».
Но, последнее изменение лимита на легионеров – это откровенное вредительство клубам, играющим в еврокубках. 8 легионеров в заявке – это бред. Фактически, этот лимит делает невозможным ротацию. В то же время, добрая половина русских игроков не встают со скамейки запасных и просто находятся в команде, чтобы выполнять требования РФС. Игроки вынуждены играть по два матча в неделю, фактически без замен. И сейчас мы видим усталость игроков и неспособность обеспечить конкуренцию, и проседание клубов во всех турнирах.
Лимит на легионеров не имеет никаких плюсов, но несет массу минусов:
Необоснованное завышение цен на игроков с российским паспортом. В последнем интервью один из руководителей «Уфы» высказался, что игрок английской Премьер-лиги стоит дешевле, чем российский игрок. И это при том, что англичане привыкли к гораздо более высоким скоростям, и в целом, мастеровитее наших футболистов. И надо понимать, что основная проблема здесь кроется в невозможности перехода наших игроков в топовые чемпионаты. Никто в Европе не готов переплачивать за россиян.
Из-за замены высококлассных иностранных игроков на русских середняков падает общий уровень чемпионата России. Для конкуренции в РПЛ не нужно показывать высокие скорости и запредельный уровень индивидуального мастерства, поэтому игроки слабо прогрессируют. Кокорин вообще перестал расти в профессиональном плане, поняв, что он сейчас уже незаменим. И даже скандальный, если не сказать бандитский, бэкграунд не помешал ему стать игроком одного из лидеров чемпионата.
Получается, что мы ослабляем чемпионат, в надежде получить больший выбор футболистов. Но спортсмены, конкурирующие в более слабом чемпионате, не могу быть профессиональнее футболистов, играющих в топовых чемпионатах Европы и сильной РПЛ. Сейчас лучший игрок нашей сборной - это Черышев – довольно посредственный игрок испанской примеры.
Давайте представим, что РФС и Министерству спорта не важны клубы и их успехи на международной арене (напомню, что два кубка УЕФА и Суперкубок УЕФА «ЦСКА» и «Зенит» взяли командами собранными до введения лимита), а только игра сборной, что само по себе странно, но и эту задачу лимит не помогает решать. Чтобы это понять достаточно сравнить две сборные – 2008-го года, собранную из игроков, выросших до введения лимита, и дите лимита на легионеров, сборную 2020-го года. Кто бы из нынешних игроков мог бы составить конкуренцию игрокам, взявшим золото на ЕВРО-2008? Только если бы Дзюба отсидел все матчи на скамейки вместо Романа Адамова.