Найти тему
Vsadnique

Русский космизм. Почему космос наш

Оглавление
"Главная сила в человеке — это сила духа" (с) Юрий Гагарин

Сегодня мы поговорим о самой романтичной идее двух прошлых столетий, объединяющей самые противоречивые понятия прошлого и представления будущего, об идеи, которая идет наперекор многим стереотипам, идеи благодаря которой 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил полет в открытый Космос. Сегодня мы поднимем тему Русского Космизма.

Русским Космизмом можно назвать поток русской культуры и науки, состоящей из работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов и художников. Мировоззрение космистов имеет корни в христианстве, язычестве и древнегреческой философии, а также в нахождении контакта между человеком, природой и космосом. То есть Русский Космизм является намеренным противопоставлением западноевропейской науке и культуре, в попытке примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. Важным аспектом является идея всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.

Представителями идей Русского космизма являются пассионарные личности русской культуры XIX - XX веков: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.К. Рерих, В.Ю. Брюсов, Ф.И. Тютчев и родоначальник Н.Ф. Федоров (Н.П. Гагарин). В этой статье мы поговорим на тему, что такое русский космизм и как он повлиял на развитии космонавтики в России.

Русский Космизм

Один из главных вопросов как могли в одной идее уживаться ученые, эзотерики, писатели, богословы и поэты имеет очень простой ответ – они принадлежали к разным направлениям этой идеи, классически выделяют 5 направлений:

  1. Религиозно-философское (Н.Ф. Фёдоров).
  2. Естественно-научное (Циолковский, Вернадский, Чижевский).
  3. Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).
  4. Эзотерическое (Рерихи).
  5. Ноосферное (Шипов, Акимов, Дмитриев).

Если три последних направления являются, скорее почитателями трудов, чем исследователями, то первые два заложили основу и фундамент этой бесконечно глубокой идеи и сегодня мы рассмотрим первые два направления хотя каждой личности стоило отдать далеко ни одну статью.

1. Религиозно-философское направление Н.Ф. Федорова

Основателем Русского космизма является Николай Федорович Федоров (1829-1903), его называли "московским Сократом". Николай Фёдорович являлся внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина, он получил фамилию крёстного отца. Он был очень непритязателен в быту, мало спал, всегда ходил в поношенной одежде и питался весьма скудно. Многие принимали его за нищего и подавали милостыню, на которую он покупал книги для библиотеки.

Современники отзывались о нем следующим образом:

«Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои» (с) Ф.М. Достоевский о Н.Ф. Фёдорове
«Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком» Л. Н. Толстой о Н.Ф. Федорове

Ещё в конце XIX столетия скромный московский библиотекарь Николай Фёдоров выдвинул тезис о неизбежности освоения космического пространства и предрёк лидерство России в этом направлении. Он писал: «Тот материал, из коего образовались богатырство, аскеты, прокладывавшие пути в северных лесах, казачество, беглые и т.п., это те силы, которые проявятся ещё более в крейсерстве и, воспитанные широкими просторами суши и океана, потребуют себе необходимого выхода, иначе неизбежны перевороты и всякого рода нестроения, потрясения. Ширь Русской земли способствует образованию подобных характеров; наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига»[1].

В историю русской философии Фёдоров вошел как оригинальный мыслитель, мечтающий о воскресении мертвых. Его идеи отражены в сборнике «Философия общего дела». Фёдоров считал, что смерть — это то зло, которое должно быть преодолено. А для того, чтобы воскрешенным людям было где жить, нужно открывать новые планеты, другие миры. Николай Федоров считал, что человек должен быть исследователем, тому учил детей и обсуждал эти идеи с величайшими умами своего столетия среди которых были Л.Н. Толстой и В.С. Соловьев. [2]

Картина  Л.О. Пастернака "Три Философа". Н. Федоров, Вл. Соловьев и Л.Н. Толстой (1903)
Картина Л.О. Пастернака "Три Философа". Н. Федоров, Вл. Соловьев и Л.Н. Толстой (1903)

В июле 1873 года Н.Ф. Федоров познакомился с юным Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935). Фёдоров заменил ему школьных и университетских профессоров. Под его руководством Циолковский освоил математику, физику, химию, астрономию, литературу и другие дисциплины — всю гимназическую программу и значительную часть университетской. Идеи Николая Фёдоровича вдохновляли Циолковского и других создателей советской космонавтики. «Философию общего дела» изучал Сергей Павлович Королёв. [3]

2. Естественно-научное направление

Отец Русской космонавтики

К.Э. Циолковский (1857 – 1935) родился в село Ижевское Рязанской Губернии. Почти полностью оглохнув в результате детского заболевания скарлатиной Циолковский не получил систематического образования, это заставило его стать самоучкой.

-3

Научно-исследовательскую сторону русского космизма активно развивал Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), которого все знают, как отца отечественной космонавтики. Циолковский считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Следующая ступень человеческой эволюции – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания – одна из главных задач эволюции. Отец русской космонавтики предполагал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство. Он рассматривал Вселенную как единую, живую систему, выражая идеи гилозоизма, то есть любая материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом (греческая милетская научно-философская школа, VI в. д. н. э.). [4]

С именем Циолковского связывают возникновение "космической этики". Она достаточно своеобразна. Императивы космической этики признают превосходство перспективных и совершенных форм жизни над несовершенными. Они связаны с представлением о повсеместном колони-зировании космоса совершенными формами разума и искоренении примитивных и неперспективных организмов.

-4

Одним из важнейших элементов мифологии, сложившейся вокруг Циолковского, является формула его имени. Как явствует из архивных данных, она была представлена в рукописи «Ракета».

Формула эта устанавливала зависимость между скоростью ракеты в любой момент её движения, cкоростью истечения газов из сопла, массой ракеты, массой взрывных веществ. Циолковский, выводя свою формулу, не пытался анализировать полёт ракеты на активном участке траектории, поэтому его расчёты не учитывали потерь в скорости из-за аэродинамического сопротивления и притяжения Земли. Ничего он не знал и о законах изменения массы во времени, что сказалось в расчёте расстояния, пройденного ракетой. Полученные результаты оказались обнадёживающими, свидетельствуя о возможности обеспечить достижение второй космической скорости с помощью одноступенчатой ракеты. Только в конце жизни в одной из рукописей он отметил, что энергии существующих топлив едва ли будет достаточно «для роли близкого земного спутника», то есть его ракета не сможет осуществить межпланетного перелёта. Как пропагандист ракетно-космической техники, К. Э. Циолковский предложил несколько важных инноваций. В частности, он впервые предложил использовать на космических ракетах жидкое двухкомпонентное топливо. Он понимал, что при его использовании в камере сгорания образовывались столь высокие температуры, что сгорала сама ракета, и это противоречие так и не сумел разрешить до конца жизни. Одним из путей решения данной изобретательской задачи было предложение поместить камеру сгорания прямо в баке с жидким кислородом. Из-за ошибочных представлений о термодинамике он также предлагал сделать сопло двигателя равным длине всей ракеты.[5]

Ломоносов XX века

Исследователи космизма привычно ставят имена К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского рядом, перечисляя их через запятую в ряду других представителей естественно-научной ветви русского космизма. Но что реально объединяет этих людей? Ведь они, хотя и жили в одно время, никогда не встречались, происхождение, воспитание, образование, социальное положение разводило их. Вернадский – выходец из обеспеченной дворянской семьи, получивший прекрасное образование, быстро сделавший академическую карьеру, ставший признанным ученым еще в дореволюционные годы, и сохранивший свой статус академика и при советской власти. Правда, философско-космические изыскания ученого признания при его жизни не получили. Сегодня мало кому известно, что творчество гения русской науки М. В. Ломоносова в начале XX века тщательнейшим образом исследовал В. И. Вернадский, когда работал в Московском университете в течение более двадцати лет.

-5

Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу. Выводы геохимии и биогеохимии, создателем которой был Вернадский, позволили ему сделать вывод, что современная биосфера является результатом длительной эволюции всего органического мира и неживой природы нашей планеты. В ее эволюции принимает участие и сам человек, воздействие которого на природу постоянно усиливается и по своим масштабам приближается и даже превосходит действие геологических процессов. Биосфера Земли все больше становится управляемой человеческим разумом, постепенно превращаясь в ноосферу. Ее существенной характеристикой является поддержание глобального равновесия системы на основе оптимального сочетания социально-исторических и естественно-природных законов.[1,6]

Леонардо Да Винчи XX века

Наибольшую известность в научных кругах своего времени из всех космистов получил Александр Леонидович Чижевский. Родился 26 января (7 февраля) 1897 года в городе Цехановец, в семье военного-артиллериста Леонида Васильевича Чижевского (1861—1929), изобретателя командирского угломера для стрельбы с закрытых позиций и прибора для разрушения проволочных заграждений.

-6

А.Л. Чижевский разностороннее домашнее образование (изучал иностранные языки, историю, учился музыке). В 7 лет брал уроки живописи в Парижской академии художеств у ученика знаменитого импрессиониста Э. Дега — Гюстава Нодье. Известно, что в Калуге Александр Леонидович написал более 100 картин, которые продавал, а средства от продажи шли на проведение научных опытов.[7]

Чижевский был знаком с известными литераторами: Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным, А. Н. Толстым, И. Северяниным, С. А. Есениным, В. В. Маяковским, И. А. Буниным, М. Горьким, В. Я. Брюсовым; дружил с композитором Н. П. Раковым. Влияние идей Циолковского на Чижевского носило непосредственный характер, по случаю личного знакомства.

Лев Козакевич. "Солнечное эхо". К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский
Лев Козакевич. "Солнечное эхо". К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский

А.Л. Чижевский — автор около 500 научных трудов на русском, французском и немецком языках, в том числе пяти книг. Он был действительным и почётным членом 30 академий, университетов и научных обществ разных стран мира. На международном конгрессе биофизиков в Нью-Йорке в 1939 году Чижевского назвали «Леонардо да Винчи XX века». В том же 1939 году его выдвигали кандидатом на Нобелевскую премию.. А в 1942 году арестовали и продержали в неволе долгих одиннадцать лет. Он умер в 1964 году в возрасте 67 лет.

Основной труд А. Л. Чижевского «Земля в объятиях Солнца», написанный в 1931 году, при жизни так и не был выпущен. Лишь фрагмент этого капитального произведения увидел свет в 1938 году на французском языке в парижском издательстве «Гиппократ», а спустя 35 лет — на родном русском в издательстве «Мысль» под названием «Земное эхо солнечных бурь». И только недавно он опубликован полностью.

-8

Творчество А. Л. Чижевского было посвящено исследованию зависимости «земных» процессов от состояния Солнца. Он показал, как солнечная активность, влияя на эмоциональное и физическое состояние людей, может вызывать появление массовых несчастных случаев, эпидемий некоторых заболеваний, возникновение миграций народов, войн и революций.

Вывод

При всей нереальности идей космисты имели более прогрессивные взгляды о человеке, космосе и природе чем их современники и большинство наших современников. При этом космисты сохранили в себе понимание и уважение к культуре прошлого, не принимая идей нигилизма и не ставя человек в центр вселенной.

Главной идеей этой статьи было показать, что благодаря мыслям библиотекаря конца 19 века в середине 20 века произошло то, что ранее считалось невозможным. Так же стоит обратить внимание, что философски и научно именно русские сделали огромный толчок в развитии человечества, именно пассионарность наших ученых перевернула подход к космонавтике не смотря ни на что. Идея Русского космизма смогла объединить прошлое, настоящее и будущее дав дорогу к развитию всего человечества.

Наука
7 млн интересуются