Найти тему
Азбука-Аттикус

«Пиранези» Сюзанны Кларк: роман, которого ждали 16 лет

Оглавление

Дебютный роман британской писательницы Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» вышел в 2004 году и неожиданно для всех (в первую очередь, для самой Кларк) произвел невероятный фурор. Книга почти три месяца оставалась в топе бестселлеров New York Times, а автор «Американских богов» Нил Гейман называл ее «лучшим английским фантастическим романом за последние 70 лет». Спустя 16 лет Кларк выпустила второй роман, «Пиранези», в котором переплелись мистика, философия и детектив. Рассказываем, почему «Пиранези» называют «чудом литературного мастерства» и что делает его таковым.

Символичность

-2
Я была отрезана от мира, прикована болезнью к одному месту

«Пиранези» — символичная книга: и для самой писательницы, и для каждого из нас. Главный герой живет в огромном Доме с бесконечными вестибюлями, высокими лестницами и загадочными переходами: на нижних этажах бушует океан, который иногда затапливает Дом, а на верхних плывут облака. Помимо главного героя, в Доме никого нет, кроме тринадцати скелетов и загадочного Другого — элегантного господина, который приходит по вторникам и четвергам и дает задания: сфотографировать залы, выяснить, что находится на разных этажах, сообщить о малейших изменениях в Доме. Другой называет героя Пиранези: тот смутно догадывается, что это какая-то шутка, но с чем она связана — не понимает. Выйти за пределы Дома Пиранези не может да и не хочет. Его ежедневная рутина состоит из брождения по залам, ухода за скелетами (каждому он приносит цветы и моллюсков) и наблюдения за птицами, порхающими по средним этажам.

-3

Ничего не напоминает? Кажется, выйди эта книга чуть раньше, она стала бы литературным гимном самоизоляции, потому что все мы, как Пиранези, на неопределенный срок оказались заперты в своем Доме. Сюзанне Кларк Пиранези еще ближе: писательница не выходит из своего дома в Дербишире уже много лет. Виной всему загадочная болезнь, которую никто до сих пор не смог определить. Кларк ставили разные диагнозы: от болезни Лайма до вируса Эпштейна-Барр, но в итоге сошлись на синдроме хронической усталости. Он давал о себе знать еще в молодости, но окончательно настиг писательницу после рекламной кампании «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла». Тогда она посетила двадцать городов и слегла с ужасным недомоганием, которое сопровождалось мигренями, затуманенным сознанием и светочувствительностью, из-за которой Кларк до сих пор вынуждена проводить большую часть в затемненной комнате.

Литературные отсылки

-4
«Каждый, кто читал в детстве “Хроники Нарнии”, никогда не расставался с идеей, что где-то есть платяной шкаф».

Кларк родилась в семье методистского проповедника и получила довольно строгое религиозное воспитание. «В некотором смысле моя любовь к магии — это реакция на методистскую церковь, — признавалась Кларк в интервью.— Мне нравятся ритуалы и церемонии — вещи, к которым в моем детстве относились неодобрительно». Будущая писательница росла замкнутым и одиноким ребенком и находила отдушину в чтении, в большинстве своем фантастическом. Тягу к загадочным мирам она пронесла через всю жизнь и окружила своих персонажей заклинаниями и сказками, перекликающимися с сюжетами из других историй.

-5

Главные аллюзии в книге, конечно, на цикл Клайва Льюиса «Хроники Нарнии». Одна из любимых статуй Пиранези изображает фавна, поразительно похожего на мистера Тумнуса (он же снится герою вместе с девочкой в зимнем лесу), а другая — старого лиса, рассказывающего историю бельчатам: в «Хрониках» Колдунья превратила их в камень. Идея о путешествии в разные миры заинтересовала писательницу благодаря шестой книге «Хроник» «Племянник чародея», где двое детей потерялись в Лесу между вселенными.

Поклонники фэнтези найдут в «Пиранези» и другие отсылки: например, к «Горменгасту» Мервина Пика, «Дому Астерия» Хорхе Луиса Борхеса (любимому автору Кларк времен студенчества) и «Властелину колец» Джона Р. Р. Толкиена.

Сочетание детектива и фэнтези

-6
Мы все мечтаем побродить по огромному Дому

Те читатели, которые ассоциировали «Пиранези» с детективом, могут сначала удивиться и испытать сильное желание книгу отложить и больше никогда не открывать. Не торопитесь. Первые части романа действительно не дают никакой завязки, кроме разве что тринадцати загадочных скелетов. Но Пиранези с ними ничего делать не собирается — он просто приносит им цветы в знак уважения и не задумывается о том, как они сюда попали. Довольно загадочна фигура Другого, но он появляется так редко, что о нем успеваешь забыть.

Первые намеки на детектив появляются, когда Пиранези вдруг встречает в Доме еще одного человека (он называет его Пророком), а потом еще одного — Шестнадцать. Появление нежданных гостей очень беспокоит Другого, и он строго наказывает Пиранези ни в коем случае не разговаривать ни с кем, кроме него. Но Пиранези настолько же наивный, насколько и любопытный, поэтому удержаться от искушения он не может и начинает наводить справки в своих дневниках, которые он ведет с… А вот с какого времени он их ведет, ему только предстоит выяснить.

В описании «Пиранези» очень трудно удержаться от спойлеров, потому что любое неосторожное слово разрушит эффект, который должен испытать каждый, кто дойдет до середины книги. Скажем лишь, что Кларк удалось создать невероятный в своей компактности детектив, который, по сути, развивается в голове одного человека и занимает едва ли не пятую часть романа, но становится от этого только более захватывающим и напряженным.

Искренность и доброта

-7
Эмпатия открывает новые горизонты в этой бесконечно трогательной книге про оккультистов, утраченные эпохи и силу веры.

Несмотря на шокирующие подробности жизни Пиранези, которые откроются в процессе чтения, роман Кларк на самом деле очень добрый. Все в книге, начиная с подробного описания Дома и заканчивая характером главного героя, подчинено идеям любви и благодарности. У Пиранези действительно есть чему поучиться. Пусть иногда он вызывает улыбку своими наивными размышлениями и неосторожными высказываниями, пусть он уделяет огромное внимание незначительным, казалось бы, вещам, но он делает все с такой искренностью, что читателю остается только восхищаться.

-8

Пиранези поистине Возлюбленное Дитя Дома — почти идеальный человек, не знающий зла и научившийся основным вещам: непосредственности, любви ко всему живому, уважению к мертвому. У него нет понимания происходящего, но есть чувство принадлежности — крайне важное ощущение, которого иногда не хватает каждому из нас. «Красота Дома несказанна; Доброта его беспредельна», — не устает повторять Пиранези, призывая нас ценить и беречь свой маленький мир,будь то гигантский замок с мраморными статуями минотавров, коттедж в английском предместье или любое другое место — на Земле или где-то еще.