Испанский поэт Фредерико Гарсиа Лорка жил в мире мечты, грез и творчества, не любил спорт. Жил ярче воображением, чем действительностью. Он окончил университете в Гранаде. Во время Рифской войны 1919-1926года отец раздобыл Фредерико справку об освобождении от призыва. Робкий, далеких от всяких политических конфликтов, он просидел в самоизоляции две недели, а о том, что происходит на улицах, ему сообщал через окно друг.
В студенческие годы Лорка с друзьями под лестницей в кафе «Аламеда» облюбовали несколько столиков, скрытых от зала эстрадой. Местечко это они назвали закоулком, а себя – закоулочниками.
В лирике Лорки причудливо переплетаются три традиции: фольклорная, цыганская и мусульманская. Что берет поэт из испанского фольклора? Любовь и смерть – тема андалусских народных песен. В них искусство достигает «предела боли и любви», то есть саму жизнь Лорка рассматривает через призму смерти. Он, действительно, считал Испанию страной смерти, волнуемой демоном. Возможно, в чем-то он прав. Коррида – национальное зрелище пронизана смертью. Однако многие его тексты – трепещущий комок жизни:
Нож,
ты в живое сердце
входишь, как лемех
в землю.
Нет,
не вонзайте.
Нет.
Нож,
ты лучом кровавым
над гробовым
провалом.
Нет,
не вонзайте.
Нет.
Восточный ветер,
фонарь и дождь
и прямо в сердце –
нож.
Улица – дрожь
натянутого
провода,
дрожь
огромного
овода.
Со всех сторон,
куда ни пойдешь,
прямо в сердце
нож.
Крик боли и страха для Лорки, громкий плач прекрасны по-своему, ведь эти эмоции идут от полноты чувств, от страстной души. Будто какая-то неистовая музыка охватывает лирического героя, слово превращается в крик, становится нечленораздельным, а главную партию выполняет музыка. Текст становится первобытным, диким, словно мольба о помощь, зов.
Лирический мир Лорки переполнен звуком и движением:
Идет она пленницей ритма
который постичь невозможно,
с тоскою в серебряном сердце
с кинжалом в серебряных ножнах.
Так же страстен танец его героев, особенно фламенко, отражающий магию и неукротимый дух испанцев.
Имя Лорки, легкое, летящее, как и музыка его дыхания рассеялись по свету:
Если умру я, мама,
Будут ли знать про это?
Синие телеграммы
Ты разошли по свету!..
В его музыке я слышу эхо испанских гор и гитары, запах моря и апельсиновых рощ.
А что чувствуете в ритмах Лорки вы?
До новых ликующих встреч на канале «Фильмокнижие»