Найти в Дзене
Кот Баюн

Боевые повозки древнего Востока

Другие статьи этой серии:

Катилось по миру колесо

Шумерский мотоцикл на эквидной тяге

В древние времена, за несколько тысячелетий до нашего времени, когда двигатели внутреннего сгорания еще не оскверняли воздух своим вонючим выхлопом, не лязгали танковые гусеницы, в воздухе не бесчинствовали рукотворные хищные птицы и даже лошадь еще кое-где отстаивала свою независимость, не желая впрягаться в человеческое ярмо… В эту стародавнюю эпоху на полях сражений уже происходили эпические битвы с участием древней бронетехники – колесниц, по своим масштабам сравнимые с танковыми сражениями Второй Мировой Войны. В битве при Кадеше произошедшей в конце XIV — начале XIII в. до н. э. участвовало около тысячи египетских и хеттских колесниц. А в сражении между египтянами и объединённой коалицией князей Северной Сирии и Ханаанав союзе с Митанни при Мегиддо, после стремительной атаки армии фараона Тутмоса в качестве трофеев победителям достались 2 боевые колесницы, украшенные золотом и 922 обычные боевые колесницы.

Но это было «золотое время» боевых колесниц, когда, не испытывая конкуренции со стороны конницы, они безо всякого преувеличения, по своей значимости были близки к современным танкам и бронетранспортерам. Конструкция колесниц к этому времени была доведена почти до совершенства и стремительные «боевые коляски» легко перемещались по полю боя, осыпая врага дождем стрел и дротиков. А начиналось все гораздо скромнее.

Шумеры мастерят повозку. Художник Ангус МакБрайд
Шумеры мастерят повозку. Художник Ангус МакБрайд

Предвестниками боевых колесниц можно считать боевые повозки III тысячелетия до н.э. В статье об изобретении колеса (подробнее здесь: Катилось по миру колесо ) я уже касался этой темы, но сейчас пришло время обсудить несколько более подробно боевые повозки Ближнего Востока и их место в рядах армий древности. Наиболее явственно прослеживается история повозок шумеров - древнего народа населявшего Южную Месопотамию (территория современного Ирака). Именно на территориях, некогда занимаемых шумерским сообществом городов-государств, найдены артефакты служащие образцом для подавляющей массы реконструкций древних боевых повозок. Действительно, "Штандарт из Ура" и, в значительно меньшей степени, "Стела коршунов" дают исчерпывающее представление о том, как выглядели и, отчасти, как применялись подобные транспортные средства.

«Штандарт из Ура» - одно из главных «пособий» для реконструкции шумерских боевых повозок, они представлены здесь в большом числе и довольно подробно.
«Штандарт из Ура» - одно из главных «пособий» для реконструкции шумерских боевых повозок, они представлены здесь в большом числе и довольно подробно.

Разумеется, изначально повозки не состояли на военной службе и применялись во вполне мирных целях. Животные в них запрягались тоже сугубо мирные, для военной службы плохо подходящие в силу некоторой медлительности и флегматичности нрава, несмотря на могучую стать. Эламская повозка, рисунок которой приведен ниже, явно является чьим-то «представительским транспортом», разумеется, существовали и аналогичные грузовые повозки.

А этот, представленный на рисунке ниже тип повозок вполне универсален, одинаково хорошо подходит для транспортировки, похоронных обрядов и боя. В зависимости от потребностей меняются только тягловые животные и их несложная сбруя.

Реконструкция погребальной процессии шумерских правителей Ура. Она сделана на основе находок в захоронениях этих самых правителей. Обратите внимание на повозки, от тех, что изображены на «Штандарте из Ура» они отличаются, пожалуй, только тягловыми животными.
Реконструкция погребальной процессии шумерских правителей Ура. Она сделана на основе находок в захоронениях этих самых правителей. Обратите внимание на повозки, от тех, что изображены на «Штандарте из Ура» они отличаются, пожалуй, только тягловыми животными.

Изначально повозки использовались на войне для транспортировки амуниции, а так же запасов продовольствия и метательных снарядов к месту сражения. Чуть позднее кто-то догадался поставить их в боевые порядки для сопровождения метателей дротиков, чтобы они могли пополнять боезапас прямо во время сражения. А еще позднее догадались метать дротики, не сходя с повозки, и боезапас под рукой и обзор чуть-чуть лучше, можно прямо над головой своих воинов впереди кидать легкие копья. Одним словом военная мысль заработала, превращая повозку в полноценную боевую единицу.

Вроде бы все логично, вполне естественная эволюция для «боевой техники». Есть только одно «но», поскольку шумеры в сохранившихся хрониках никак не упоминают о способах боевого применения колёсных повозок, то все рассуждения о тактике боевых повозок – это реконструкция современных нам ученых, основанная на анализе немногих, дошедших до нас изображений и текстов. Если изображения недвусмысленно показывают, что повозки в бою активно применялись, то с текстами гораздо сложнее.

Реконструкция шумерской боевой повозки, III тыс. до н.э.
Реконструкция шумерской боевой повозки, III тыс. до н.э.

В надписи царя Лагаша Энтемены, рассказывающей о его победе над царём Уммы Урлумой сказано: «упряжки его ослов, которых было 60, остались на берегу канала Луммагирнунта, кости же их воинов остались в степи». Названо число захваченных повозок, но нигде не сказано что они использовались в бою. Упоминается боевая повозка и в легенде о правителе Лагаша Гудеа, где в описании его сна перечисляется вооружение находящееся в повозке: «…семиглавая палица, яростное оружие битвы, оружие, невыносимое для севера и юга, булава побоища, оружие из камня хулалу с головой льва, которое не оборачивает спину к чужеземной стране, девять знамён, длань воина, его лук, ревущий подобно лесу деревьев мес, его ужасные стрелы, несущиеся в битве подобно молнии, колчан с изображением барса, льва и высунувшей язык яростной змеи, снаряжение битвы, облечённое царской властью…». Остальные упоминания о повозках столь же «информативны». Согласитесь, трудно опираясь на все это понять, как применялись повозки в бою.

С накоплением опыта использования повозок в бою, они начинают играть более важную роль в сражении. Воины, стоявшие на колесницах, принимают участие в схватке, метая во врага дротики или поражая его длинными копьями. Шумерская колесница из армии Каннатума, царя Лагаша (ок. 2500 г. до н.э.). Художник Ангус МакБрайд
С накоплением опыта использования повозок в бою, они начинают играть более важную роль в сражении. Воины, стоявшие на колесницах, принимают участие в схватке, метая во врага дротики или поражая его длинными копьями. Шумерская колесница из армии Каннатума, царя Лагаша (ок. 2500 г. до н.э.). Художник Ангус МакБрайд

Тем не менее, основываясь на технических данных повозок и сохранившихся изображениях, ученым удалось воссоздать довольно стройную картину применения боевых повозок в сражении. «Четырехколесные колесницы с дисковидными колесами … открывают сражение, расстраивая ряды противника, давя и калеча вражеских воинов. Кроме возницы в кузове находится боец с копьем и дротиками. И лишь за колесницами сомкнутыми рядами выступает "фаланга" воинов в доспехах, закрепляющая успех, после чего легкой пехоте остается добивать раненых"и вязать пленников». М.В. Горелик

Понятно, что неуклюжие повозки нуждались в постоянном прикрытии со стороны пеших воинов. Они практически всегда двигались в передовой шеренге. Сначала вместе с легковооруженными стрелками и метателями дротиков, служа арсеналом боеприпасов и стрелковой платформой. А затем, при сближении со строем неприятеля, чуть-чуть опережали строй копейщиков в момент его атакующего броска. В этом случае задачей боевых повозок было «проломить» передние ряды и заставить строй смешаться. Разгром довершала тяжелая пехота, действия которой были согласованы с атакой повозок.

Атакующее построение шумерского войска согласно реконструкции М.В. Горелика. Впереди боевые повозки, за ними следует «дружина» тяжеловооруженных воинов, сзади поддерживаемая ополченцами.
Атакующее построение шумерского войска согласно реконструкции М.В. Горелика. Впереди боевые повозки, за ними следует «дружина» тяжеловооруженных воинов, сзади поддерживаемая ополченцами.

Управление животными, запряженными в повозку, осуществлялось с помощью металлического кольца, продетого сквозь ноздри, хлыста и стрекала. И все-таки управляемость оставляла желать лучшего. При необходимости совершить какой-то резкий маневр, например разворот, возницам приходилось прибегать к помощи охраняющих их пехотинцев. «…Исследователи нередко склонны "упрекать" ранние колесницы с дисковидными колесами и упряжкой из четверки онагров в малой маневренности. Однако тактических задач, требующих быстрого и сложного маневра, перед ними и не ставилось: всесокрушающая лобовая и фланговая атака выполнялась ими, видимо, вполне удовлетворительно. Гоняться же за отдельными воинами не входило в их задачи…основная боевая ценность колесницы состояла в психологическом воздействии, а именно в приведении противника в состояние паники, шока, что характерно и для действий конницы в более позднее время…». М.В. Горелик

Шумерская боевая повозка. Художник Питер Джексон
Шумерская боевая повозка. Художник Питер Джексон

"Стела коршунов" показывает нам еще одну функцию, которую постепенно начинают выполнять боевые повозки - личный боевой транспорт полководца. Со временем боевые повозки приобретают статусное значение, на них выезжает в бой элита войска, аристократия. Но какими были эти транспортные средства с «технической» точки зрения, какие они имели особенности и как различались между собой? Об этом – в следующий раз.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ. ЧАСТЬ вторая ЗДЕСЬ: Шумерский мотоцикл на эквидной тяге

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

"БОЕВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ ПЕРЕДНЕГО ВОСТОКА III-II ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ДО Н.Э." М.В. ГОРЕЛИК

«Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн» В. В. Тараторин

"Колесница в армиях городов-государств досаргоновского Шумера" Кошурников С.Г.

Войско правителя шумерского города Лагаш. Художник Ангус МакБрайд.
Войско правителя шумерского города Лагаш. Художник Ангус МакБрайд.

Другие статьи этой серии:

Катилось по миру колесо

Шумерский мотоцикл на эквидной тяге

-15