Найти тему

Почему классическое образование уже не нужно: мнение школьников и учителей

Оглавление

Термин «классическое образование» часто звучит в современных речах, однако что в него входит? Чаще это такой способ позиционируется как качественный и проверенный временем. Но всегда ли классическое образование отвечает современным запросам, или иногда есть смысл выбирать что-то другое?

Разберемся, что думают сами школьники и учителя по этому поводу.

Классическое образование: история вопроса

Впервые понятие классического образования появляется в эпоху Возрождения на территории Германии как попытка адаптировать образование, даваемое в университете для юных умов. Постепенно такой опыт стали перенимать учреждения среднего образования.

Классическое образование базировалось на изучении латыни, древнегреческого языка и литературы. Такими филологическими рамками классическое образование ограничивалось вплоть до XVIII века. Однако в финале XVI в. классическое образование претерпело изменения в сторону владения языковым стилем и ораторским искусством.

Следующий этап развития классического образования – смещение акцента образования на развитие мышления и формирование мировоззрения. В гимназиях учебный план начинает включать родной язык, историю, естественные науки. Классическое образование становится подготовительным этапом к высшей ступени обучения – университету.

Такое видение классического образования оставалось актуальным для стран Европы или Америки вплоть до завершения XIX века. Классические лицеи и гимназии продолжают существовать и сегодня в некоторых европейских странах – например, Италии или Франции.

В России концепция классического образования начала формироваться в XVII веке: сначала происходит сближение начальной и средней школ, затем происходит искусственная интеграция формальной и профильной учебной системы. Все преобразования основаны на классической парадигме, широкое распространение получают греко-римские школы.

С XVIII века в России открываются первые гимназии, образование в которых было смешанным, то есть включало черты классического и профильного обучения:

Гимназии оставались ключевой формой российского среднего образования вплоть до 1917 года. Учебные заведения повторяли опыт немецких гимназий, то есть основной целью обучения была подготовка к университету. Однако для многих стало сложностью понимание иностранной книги и древних языков. И постепенно среди гимназий наметилась тенденция приблизить классическое образование к получению тех навыков, которые не просто тренируют память, но и будут полезны в жизни.

Классическое среднее образование – актуально?

За период становления классическое образование в российских учреждениях претерпело еще ряд изменений, поэтому сегодня мы имеем такое классическое образование, знания которого могут быть использованы не в одной сфере, а в разных. Стремление к изучению древних языков сохраняется (включая древнегреческий), а само образование гармонично решает не только учебные цели, но и развитие и обучение.

Классическая учебная программа даже на уровне средней школы отличается более глубоким подходом к основным академическим дисциплинам + разностороннему развитию учеников. В список изучаемых дисциплин входят ряд предметов, направленных на развитие личностных качеств:

  • Логика
  • Культурология
  • Риторика
  • Политология.

Поддержание деятельности гимназий затрудняется тем, что в число преподавательского состава нужно привлекать профессоров университетов. А формат работы над проектами, который распространен среди гимназистов, всё труднее сочетать с основной программой средней школы. По крайней мере в том виде, в котором мы к этому привыкли. На смену привычному формату обучения постепенно приходит обучение в режиме онлайн. Ситуация с ограничениями из-за пандемии только ускорила этот процесс, к которому и так всё шло. В таких условиях классическому образованию будет сложнее удержаться, поскольку некоторые его постулаты не рассчитаны на дистанционное обучение.

Классическое образование VS обучение онлайн

При переходе на удаленную учёбу у всех участников процесса – учеников и учителей – появилось много вопросов. И те, и другие находят в этой ситуации положительные и отрицательные моменты.

К плюсам нового формата обучения большинство относит:

  1. Есть возможность планировать своё время
  2. Повышается личная заинтересованность в учёбе
  3. Возможность организовать дома максимально удобное место для обучения
  4. Большое количество ресурсов для получения знаний
  5. Ускоренное освоение новых программ, необходимых для работы в формате онлайн.

Достаточно и минусов находят в ситуации с дистанционным обучением:

  1. Очень велика вероятность откладывать выполнение заданий и прослушивание записанных уроков «на потом»
  2. Удаленно сложно мотивировать школьников или студентов
  3. Учащиеся испытывают сложности с организацией времени, поскольку привыкли, что в офлайн-режиме за них это делает учебное заведение
  4. Проблемы технического характера: отсутствие компьютера или интернет-сети в связи с географическим положением
  5. Размытые временные рамки.

Тенденция к смене образовательного формата прослеживается не только в средней школе, но и на примере вузов. Однако в вопросах высшей школы многие находят обучение онлайн более удачным, чем традиционный формат. Более того, многие студенты считают эффективными не саму академическую программу вузов, в дополнительные онлайн-курсы! И действительно, у последних есть свои преимущества перед классическим высшим образованием:

Мобильность и доступность

Если какое-то из занятий оказалось плохо воспринято, его легко можно пересмотреть в записи. Человек может сам выбирать, в каком темпе усваивать информацию. Главное, укладываться в сроки по сдаче отчетных работ.

Ориентир на профессиональную подготовку

Большинство учебных программ онлайн сделаны по конкретному запросу рынка с учётом реального опыта действующих специалистов. Поэтому здесь молодые люди получают практически профессионального наставника без посещения аудитории университета.

Актуальность

Онлайн-курсы всегда идут в ногу со временем и легко могут быть адаптированы при необходимости. Поэтому на программах онлайн-образования участники получают практические навыки (работу в программах, например), а не просто теорию, как на университетской скамье.

Формат классического образования постепенно уступает новому, однако полная замена очевидно произойдет еще не скоро – российскому обществу пока трудно воспринимать всерьез диплом, полученный онлайн. А вот мир уже открыт таким возможностям – одной из лидирующих стран по образованию через Интернет стали США. Поэтому неудивительно, что определенный процент специалистов после получения профессионального образования уезжает за границу.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Как простому школьнику из России попасть на учебу в Швейцарию?

Новые специальности в вузах и колледжах

Миграция в России и СССР: откуда приезжают и куда уезжают