Оказавшись, после падения Западного Рима, одновременно, и хранительницей античной культуры, и оплотом христианского вероучения, Византия создала совершенно особый тип культуры - здесь рождалась и разрабатывалась церковная культурная традиция, но одновременно высоко ценились глубина знания античной мудрости, почитались и сохранялись, культурные достижения Античности.
Такой симбио́з (взаимовлияние и сосуществование) разных систем культурных ценностей присутствовал во всех видах художественного творчества. Византийская литература не была исключением.
Сохранив и позаимствовав у античных авторов главные принципы создания литературных произведений, в Византийской культуре изменилось главное – её содержание, которое отныне, практически целиком отражало христианское мировоззрение.
Авторам произведений приходилось искать такие формы художественного воплощения, которые бы максимально выражали идеи веры и соответствовали определённым правилам, «утверждённым» Церковью. Это приводило к созданию строгих канонов, которые принципиально не изменялись в течение длительного времени.
Каноничность в византийской литературе, при достаточной широте представленных в ней жанров, особенно яркое выражение нашла в историографических и религиозных (богословских) произведениях.
Историографическая литература Византии.
К первому, из выделенных здесь направлений византийской литературы, относятся многочисленные исторические своды, современные хроники о правлении и деяниях византийских императоров, а также войнах и внешнеполитических отношениях Византии с соседними странами.
Византийские историки-хроно́графы, как правило, имели блестящее образование в античной традиции. Поэтому они почитали и любили классическую древность и старательно демонстрировали эти знания и образованность в собственных сочинениях. Их произведения изобилуют не только цитатами греческих и римских писателей и философов, но и содержат целые выписки из их трудов.
Собственные сочинения писатели Византии строили по законам античной греко-римской рито́рики: структура произведений была подчинена определённой логике, закреплённой каноном.
Назову некоторых выдающихся авторов–хронографов Византии и их труды: Проко́пий Кесари́йский (начало VI века) «История войн Юстиниана» и «Тайная история»; Феофила́кт Симока́тт (VII век) «История» (Византии с 582 по 602 год), выдающаяся писательница Анна Комнина́ XI–XII веков, дочь императора Алексея, посвятившая отцу историческую поэму «Алексеи́да», Михаил Пселл (учёный-энциклопедист, историк, философ, педагог XI век) «Хронография» и др.
Византийская историография, зачастую, использовала приём собирания и обобщения более ранних источников, что являлось общей тенденцией для всей византийской литературы. Так, например, Евста́фий Солу́нский сделал подробный обобщающе-филологический анализ поэм Гомера «Илиады» и «Одиссеи».
Выдающимся произведением эпохи стал труд константинопольского патриарха Фо́тия, который был незаурядным писателем, мыслителем, учёным-энциклопедистом и педагогом - «Мириобиблио́н» («Множество книг» или «Библиотека»). В этом произведении Фо́тий обобщил, проанализировал и пересказал содержания нескольких сот («всего книг триста без двадцати одной») известных тогда книг, античных и византийских, знание которых автор считал обязательным для образованного человека.
Адресуя свой труд некоему Тара́сию, Фотий пишет: «Книга эта, несомненно, поможет тебе вспомнить и удержать в памяти, что ты при самостоятельном чтении почерпнул, найти в готовом виде, что ты в книгах искал, а также легче воспринять, что ты ещё своим умом не постиг».
Работа Фотия ценна тем более, что многие произведения, о которых он сообщает в своем «Мириобиблоне», не сохранились до нашего времени, и сейчас судить о них можно лишь на основании данного труда.
Религиозная литература Византии.
Значительный вклад в историю мировой литературы Византия внесла религиозно-теологической (богословской) литературой. На этом поприще работали лучшие умы, величайшие христианские философы, нередко, занимавшие самые высокие государственные и церковные посты. Всю литературу этого направления можно условно разделить на три ветви:
- литурги́ческая поэзия,
- жити́йное повествование (агиогра́фия),
- про́поведи (богословская риторика).
Фундаментом для богословской (литургической) поэзии, также, как и всей византийской литературы, служили античные образцы. Поэты Церкви переняли античную метрику и основные правила стихосложения, и даже, стихотворные жанры (например, басня и эпиграмма с успехом использовались как светскими, так и религиозными писателями). Однако новое христианское содержание диктовало необходимость формирования новых специфических форм. Так появился жанр религиозного гимна.
Пожалуй, самым прославленным гимнописцем Византии стал выдающийся поэт и композитор - Роман Сладкопевец, живший на рубеже V-VI веков. Согласно легенде, свой замечательный дар он получил от самой Богородицы – Девы Марии (Матери Иисуса Христа). Этим поэтом было написано около 1000 гимнов, однако сохранились до нашего времени лишь 80 из них. Самым же известным, непревзойдённым до сегодняшнего дня, является «Ака́фист Богородице», исполняемый во время церковных богослужений и поныне.
Кроме Романа Сладкопевца в жанре гимнографии прославились Григорий Назианзи́н (Богослов), Андрей Критский, Иоанн Дамаски́н (выдающаяся личность, мыслитель, философ, музыкант, композитор, поэт и теоретик искусства), Феодор Студи́т и др.
Богословие развивалось не только в поэтических жанрах. В Византии зарождается и богословская проза. Одно из самых ярких её проявлений – про́поведи (аналог светского жанра – публичной речи).
Выдающиеся ораторы-писатели создавали высочайшие образцы речей, в которых раскрывались какие-либо стороны или догматы христианского вероучения. Их произведения отличались изящной речью, яркими образами, чёткой структурой античной риторики, но были наполнены иным мировоззренческим - религиозным содержанием. Таковы проповеди Иоанна Златоуста, Василия Великого (Кесарийского), уже упоминавшегося ранее Григория Богослова и др.
Византийской литературе мир обязан рождением такого своеобразного жанра, как агиогра́фия – жития́ святых. В них на смену сильным, физически развитым, смелым персонажам, воспеваемым в период античности (вспомните, например, Ахиллеса из поэмы Гомера), приходит новый герой - носитель христианских добродетелей (смирения и любви), аскет, подвижник, отличающийся не столько физической красотой и силой, сколько духовной стойкостью и крепостью, которые он не теряет даже перед лицом тяжелейших испытаний, физических мук и смерти.
Первые жития описывали жизнь и духовные подвиги ранних христиан–мучеников, пострадавших за веру во время гонений на христианство. Затем их список стали пополнять те, чья жизнь являлась примером святости, праведности или подвижничества. Нередко героями агиографий становились не реальные исторические лица, а персонажи народных фантастических легенд и преданий, обработанных византийскими писателями в русле христианской дидактики (поучения).
Жития святых писались в соответствии со сложившимся каноном и состояли, как правило, из набора обязательных разделов:
- В качестве введения выступал рассказ автора жития о причинах, побудивших его написать об этом святом.
- Затем следовал раздел, где описывались место рождения святого и его родители.
- Далее автор сообщал о детских и юношеских годах главного героя, зачастую, отличавшегося с малых лет от сверстников особой мудростью и серьёзностью.
- Важнейшей частью агиографии был раздел, где повествовалось о внезапном переломе в жизни святого, связанным с его осознанием своего высшего предназначения и готовностью следовать выбранному пути по Воле Божией.
- В этот момент автор жития обычно включал рассказ об искушениях героя дьяволом, которого святому всегда удавалось посрамить стойкостью собственного духа и веры.
- Потом рассказывалось о виде́ниях святого, чудесах и подвигах, свершаемых им во Имя Господа, то есть, о тех событиях, когда становилась очевидной его богоизбранность и праведность.
- Заканчивалось житие смертью святого и рассказом о чудесах, продолжавших свершаться у места его захоронения или над его моща́ми (останками).
Жития святых включались в сборники, называемые пате́рики. Таков грандиозный свод из нескольких сотен житий святых, собранных и обработанных Симео́ном Метафра́стом в X веке (данное имя не является собственным – это прозвище, которое Симеон получил за свой труд, означающее «перелагатель», «собиратель»). Кстати, и сам Метафраст после смерти был причислен греческой (византийской) церковью к лику святых.
Нужно отметить и то, что, несмотря на бурное становление богословской, церковной литературы, в Византии никогда не останавливалось развитие светских литературных жанров. Так, здесь был создан героический эпос (в подражание Гомеру) о подвигах богатыря Диге́ниса Акри́та. Широкое распространение получил жанр любовно-приключенческого романа, например, «Каллима́х и Хрисорро́я». Блестящие успехи были достигнуты и в русле светской поэзии.
Итак, наиболее характерными чертами византийской литературы стали:
- Синтез античной формы и христианского содержания;
- Дидактическая направленность;
- Создание канонов для разных литературных жанров;
- Тяготение к философствованию и анализу, выражавшееся в любви к обширным обобщениям, толкованиям, пояснениям, комментариям различного рода литературных произведений.
Византия дала миру высочайшие образцы литературы, отличающиеся изысканностью речи, глубиной толкований, отточенностью форм. Здесь впервые появились многие жанры духовной, богословской литературы, служившие образцом для сочинений подобного рода в других странах в течение многих веков. Византийская литература обогатила мировую культуру новым содержанием, отражавшим христианское мировоззрение, направленным на воспитание лучших духовных качеств в человеке.
О культуре средневековой Европы читайте в публикациях на моём канале:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
Византия - государство, которого не было. Немного истории.
Литература Византии - античная форма для нового содержания.
Храм - как мир. Византийская архитектура.
Храм Святой Софии в Константинополе (Айя-София).
Византийская иконопись. Как начать её понимать.
Место живописи в византийском храме.
Византийская живопись. Чем отличаются мозаика, фреска, икона и миниатюра.
Музыка Византии на службе церкви.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.