В статье Генрих II и средневековые нейрохирурги я рассказывала вам об Амбруазе Паре, человеке, лечившем короля.
Его профессия показалась мне занятной, поэтому сейчас я хочу вам рассказать об этом.
С средние века было престижно быть дипломированным врачом. Человек, прослушавший лекции, основанные на трудах Галена (родившегося в 129 году н.э. ) мог ставить диагнозы и раздавать лекарства. Но такой врач не стал бы заниматься любой хирургической работой, даже кровопускания не допускались. Этим занималась низшая каста врачей, хирурги-цирюльники.
В журнале "Прохладные часы, или Аптека, врачующая от уныния" (Ч. I. M., 1793), в разделе "Анекдоты", была напечатана забавная история о немце, который, не зная итальянского языка, попал вместо трактира в "цирюльню", Цирюльник его побрил, а затем, неправильно истолковав жест голодного человека, вырвал ему "клещами" здоровый зуб.
С утра такой специалист мог брить бороды и стричь усы, а к вечеру пилить гангренозную ногу. Как ни странно, именно они и разбирались в медицине, в отличии от первой категории.
Анатомия в то время была теорией, а не практикой. Католическая церковь не допускала вскрытий, поэтому частенько врачам приходилось учиться на передовой - на полях военных сражений. Именно там Амбруаз Паре проводил пробные трепанации солдатам, получившим смертельные ранения в голову. Отследить и наказать его за это не представлялось возможным. Зато именно эти эксперименты повлияли на становление будущей науки - неврологии.
Помимо неврологии, Амбруаз Паре много занимался акушерством и гинекологией. Например, с помощью пиявок (не буду говорить, куда он их ставил), Паре пытался вылечить женскую истерию. Хотя самой частой его рекомендацией были половые сношения (для замужних).
Другой известный доктор - Везалий, (подробнее о нем я писала здесь) тайком выносил тела с кладбищ. Кстати, именно он обнаружил множество неточностей у Галена. Оказалось, что Гален также изучал анатомию животных, а потом обобщил эти данные на анатомию человека. Представляете, какие "шикарные" медицинские советы раздавали врачи из высшей касты, полностью полагаясь на эти знания?
В 1496 году Карл VIII подтвердил грамотой старое разрешение - вскрывать по одному трупу в год для медицинских целей:
доктора Монпельеского медицинского факультета имеют право брать ежегодно один труп из тех, которые будут казнены.
Но и этого было недостаточно.
Первый учебник по хирургии появился только в 1718 году. Его автор Лоренц Гейстер страстно доказывал. что хирургия тоже требует медицинских знаний. Главным достоинством этого пособия стал призыв - приравнять хирурга к настоящему врачу.
Людовик XV в 1731 году (под влиянием своего лейб-медика) учредил Париже Медико-хирургическую академию. Этому предшествовала целая цепь событий - лейб-медики и королевские хирурги горячо желали избежать посягательств заносчивых докторов на их самостоятельность.
В 1745 году в Париже открывается анатомический театр.
Франсуа Жиго де ла Пейрони добился официального признания хирургии как науки, которая, наконец, стала самостоятельной дисциплиной.
Благодаря Пейрони, в 1743 года хирургической академии были предоставлены права, равные с медицинскими факультетами как в обучении и аттестации хирургов, так и в присуждении докторских степеней. Именно он потратил большую часть своего состояния и все свое влияние лейб-медика Людовика XV (с 1736 г.), чтобы сформировать целый ряд кафедр, и, главное - разграничить сферы деятельности цирюльников и настоящих хирургов.
Кстати, в Англии хирурги отделились от врачей уже в 1745 году, причем это парламент выдал им новую хартию. Лондонское Королевское медико-хирургическое общество было создано в 1805 году. А в Италии даже начали практиковать преподавание хирургии и анатомии одним и тем же учителем.
А что же происходило в России? Оставляйте свои комментарии, если вам будет интересно, я об этом напишу.