Найти тему

Самые необычные поэты СССР: известные и забытые футуристы

Первая половина двадцатого столетия ознаменовалась началом абстрактных течений в живописи. А что в то время происходило в поэзии?

Подобно тому, как кубисты делили форму, а абстракционисты утверждали самоценность цвета и формы, поэты–футуристы высказывались о ценности слова и звука. Так родилась звуковая поэзия Кручёных и опыты Хлебникова.

Вместе с утверждением нового языка происходило и образование новых слов. Неологизмы (причём авторские) в поэзии футуристов повсюду. Важную роль также сыграло открытие глоссолалии – бессмысленной, но упорядоченной речи шаманов и людей, находящихся в трансе.

Не надо забывать, что авангард стремился не только к будущему, но и к прошлому, просто очень отдаленному, заимствуя элементы из дохристианской культуры варваров и народного примитива. Пожалуй, самые необычные деятели этого движения – всем известный Маяковский, не столь известный Хлебников, и совсем забытый Кирсанов.

Велимир Хлебников

Поэт–футурист Хлебников, пожалуй, служит лучшей иллюстрацией расхожего убеждения, что все гении безумны. Он был безумец, болел шизофренией.

Последствием болезни была необычайная тяга к путешествиям. Он почти никогда не сидел на месте, и из этих путешествий привозил массу впечатлений, вдохновлявших его на творчество.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Характерная черта Хлебникова – «крошево из старых слов» - стихотворения представляют собой как бы коллажи из разнообразных лоскутов – строчек.

Для понимания Хлебникова важно осознать, какую роль в его жизни играла мифология. Он сам придумывал своих собственных духов и божеств, использовал многочисленные диалектизмы («времыши»).

А в его стихотворении «Усадьба ночью - Чингисхань», есть отсылки к Калевале.

Хлебников практически не использовал привычные нам заимствованные слова, зато использовал словоформы, которые, как может показаться, взяты из какого – то родственного славянского языка. Также он изобрёл свой собственный «звёздный язык». Хлебников мыслил глобально, его занимали всемирные проблемы. В его стихотворениях можно увидеть вселенские ассоциации (как любят боги и как любят солнца, что происходит, когда гибнут целые миры).

Судьба Хлебникова очень тяжела. Он умер в 1922 году от голода. Никто не помог этому беспомощному, психически больному человеку.

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
Начало 1908

Семён Кирсанов

Семён Кирсанов был последним осколком ушедшей футуристической эпохи.

-2

Его не расстреляли, как тысячи других несогласных. Время от времени что – то печатали, но очень осторожно. Его лучшие стихотворения «У Черного моря», «Эти летние дожди» и «Стихотворение в скобках», стали настоящим народным достоянием.

Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.
Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава.
Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота...
Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.

В отличие от Маяковского и Бурлюка, Кирсанов – эстет. Его, как и многих поэтов, влекла сила любви.

Одна из его возлюбленных пробуждала в нем такие чувства, что он хотел бы видеть милый образ во всём, что его окружало:

Сад, где б я жил,— я б расцветил тобой,
дом, где б я спал,— тобою бы обставил,
созвездия б сиять тобой заставил
и листьям дал бы дальний голос твой.

Вместе с тем, он был не только поэтом необычайного вкуса, но и «циркачом слова». Поэтому и выступал со своими стихами поэт часто в цирке, и даже читал их, стоя кверху ногами. Ему были под силу самые смелые эксперименты.

Написать стихотворение, где мысли автора и двойные смыслы даны в скобках, так что в скобках оказывается половина произведения. Или написать стихотворение, в котором все слова начинаются на букву «М», чтобы прославить строительство метрополитена. В последние годы жизни он смертельно заболел раком горла, но продолжал писать. Именно как воспоминания о прошлом счастье следует понимать его «Летние дожди». А в стихотворении «Боль» поэт как бы заставляет мучиться вместе с собой целый мир, даже неживые предметы.

Владимир Маяковский

Маяковский сегодня не очень – то популярен, хоть и мечтал, что его стих «трудом громаду лет прорвёт».

-3

В его поэзии антиэстетизм - намеренный и грубый. Он использовал язык плаката и афиши, язык современных ему партийных лозунгов. Его воображение, подобно воображению Пикассо в живописи, рождало чудовищ, типа «хохочущих канделябров», в то время как действительно красивые вещи (звезды, луна),наоборот, развенчивались и принижались.

Поэзия Маяковского крайне политизирована, и он всерьез считал, что его стихи – это политическое, почти военное орудие. А ведь именно из – за политизированности культуры в СССР позднее и у других литераторов и художников будут выискивать «идеологические диверсии».

Сегодня эксперименты со словом, по замечанию культурологов, практически ушли в прошлое. Возвратилась мода на простые и правильные с точки зрения формы литературные произведения.

Но в любом случае интересно узнавать об уникумах прошлого, которые самим своим стихом бросали вызов коллективному духу, советскому обезличиванию человека и попыткам превратить его в придаток промышленной машины.