Найти тему

Об авариях в производстве гексафторида урана (ГФУ)

В отделении десублимации II-го производства цеха 2 Кирово-Чепецкого Химического Завода (КЧХЗ) осенью 1952 года произошла авария с выбросом ГФУ. В этом отделении проводилась операция отбора пробы ГФУ из баллона для анализа. Пробы отбирались методом «скалывания». Я присутствовал при отборе этой пробы и являюсь очевидцем случившегося. Операцию выполняли дежурный слесарь и аппаратчик. Слесарю предстояло с баллона, находившегося в охладительной ванне и прошедшего стадию охлаждения, снять глухой фланец и измельчить с помощью зубила поверхностный слой ГФУ. Аппаратчик должен совком переместить крошку из баллона в «пробник» и закрыть его крышкой. После этого глухой фланец устанавливается на место.

При вскрытии баллона ничто не предвещало беду. С поверхности кристаллов поднималась слабая струйка паров ГФУ. Первые удары по поверхности также не изменили ситуацию. Все произошло в результате последующего удара, когда внезапно из горловины баллона началось извержение вверх мощного столба паров и крошки ГФУ, который ударил и уперся в потолок металлической площадки отделения. После это в отделении в один момент наступила полная темнота (ядовитая ночь). Мы перестали видеть друг друга. Каждый, кто был в отделении, подумал, куда и как выходить из этого кошмара? И вдруг послышался голос «Кто там есть - выходите сюда! Выходите сюда!». Все в этой ядовитой тьме пошли на голос. Шли как с закрытыми глазами и в конце концов все выбрались в коридор управления. Там было светло!

Голос, который призывал нас к выходу, подавал слесарь Казаков Анатолий Александрович, впоследствии Герой социалистического труда. Он в это время делал какую-то работу в коридоре управления и моментально оценил ситуацию, начал оказывать нам необходимую помощь. Трудно предположить, что каждый из нас смог бы выбраться из этой аварии самостоятельно, без его помощи. В коридор управления нас вышло четыре человека. Оказывается, в отделении еще находился газосварщик Суслов.

Чтобы быстрее проветрить помещение и установить, не остался ли кто-либо еще в отделении, я поручил сменному персоналу бить стекла в окнах отделения. Когда появилась видимость, все с облегчением вздохнули. Никто не пострадал! Вот то время, когда уже можно было назвать Анатолия Александровича Героем!

Причина аварии – недостаточно захоложенный для вскрытия баллон с ГФУ вместимостью 25 литров. Часть продукта осталась в жидком состоянии, продукт начал испаряться. По моим оценкам выброс ГФУ находился в пределах 25 – 50 кг.

Перед пуском цеха 2а этот случай заставил нас разработать меры по эвакуации персонала из отделения десублимации при авариях с выбросом ГФУ. Вдоль стены отделения был установлен поручень из трубы, ведущий к двери аварийного выхода. На двери легко отмыкающийся запор, над дверью сильный электрический звонок дистанционного включения. При отсутствии видимости в отделении персонал, двигаясь прямо на звонок или сначала к поручню у стены и, нащупав его, мог бы выбраться наружу через аварийный выход.

Аварии в производствах ГФУ происходили и на других предприятиях. Через несколько лет стало известно об аварии с внезапным выделением ГФУ еще на одном предприятии страны, в которой погибло несколько человек. В ряду мероприятий по предотвращению подобных случаев этому предприятию были предписаны к внедрению наши меры по эвакуации персонала.

В конце 50-х годов в США была опубликована статья об аварии и гибели в ней людей при работе с ГФУ. Можно предположить, что подобных случаем было больше, но информация о них шла по закрытым каналам.

Из воспоминаний участника событий Иванова Виталия Александровича, Кирово-Чепецк.

Наука
7 млн интересуются