Исследование раскрывает загадочное происхождение кочевых монгольских империй
Xiongnu, первая кочевая империя в Азии, не оставила никаких известных письменных источников, объясняющих их происхождение, что делает это интригующей древней генетической загадкой. Но новое исследование пролило свет на то, как хуннуская и монгольская империи и другие древние культуры Центральной Азии формировались и взаимодействовали друг с другом. Исследователи взяли на себя грандиозную задачу реконструкции 6000-летней генетической истории Монголии, включая время подъема и падения кочевых империй, и получили удивительные результаты.
В публикации Института Макса Планка сообщается, что существовало несколько организованных и «очень влиятельных кочевых империй», которые населяли восточную евразийскую степь в период между поздним бронзовым веком и средневековьем. Хунну были первыми, имевшими сильное влияние в регионе с 209 г. до н.э. - 98 г. н.э. Последней могущественной империей кочевников в этом районе была Монгольская империя 916-1125 годов нашей эры.
Хотя эти кочевые империи оказали значительное влияние на геополитику и демографию Евразии, все еще существуют большие пробелы в знаниях об их происхождении и генетических отношениях, которые они сформировали с другими людьми в этом районе. Вот почему так важно новое генетическое исследование.
Новое исследование, опубликованное в журнале Cell, является результатом международного сотрудничества между исследователями из Института истории человечества Макса Планка, Национального университета Монголии и других партнерских учреждений в Монголии, России, Корее и США. . На сегодняшний день это одно из крупнейших исследований геномов древнего Востока и Внутренней Азии, которое охватывает период в 6000 лет - с 4600 года до нашей эры до 1400 года нашей эры.
Чтобы выполнить эту грандиозную задачу, исследователи пишут, что они проанализировали новые полногеномные данные для 214 особей из 85 монгольских и 3 российских участков в Байкальском регионе. Они объединили эту информацию с геномными данными 19 человек бронзового века из Северной Монголии и наборами генетических данных, к которым они получили доступ, о древних популяциях, живущих в соседних регионах России и Казахстана. Наконец, к смеси были добавлены современные эталонные популяции во всем мире.
Молочное скотоводство приходит и меняет все
Первым важным моментом, представляющим интерес для исследователей, является экспансия скотоводов в Монголию около 3000 г. до н.э., которая была привнесена афанасьевской культурой Горного Алтая. Введение скотоводства привело к огромным сдвигам в образе жизни в регионе, даже несмотря на то, что мигранты оказали небольшое генетическое влияние на охотников-собирателей предков Древнего Северо-Востока Азии (ANA) и Древней Северной Евразии (ANE), с которыми они встречались.
Еще одним ключевым моментом исследования является то, что исследователи обнаружили, что к позднему бронзовому веку существовало три отдельных биогеографических группы, живущих в западной, северной и южно-центральной Монголии, но все они практиковали молочное скотоводство. Несмотря на то, что молочное скотоводство было важной частью жизни в этом регионе более 5000 лет, исследователи «не нашли доказательств выбора стойкости лактазы, генетического признака, который позволяет переваривать лактозу», - говорится в сообщении.
Доктор Кристина Варинер, старший автор исследования, профессор антропологии Гарвардского университета и руководитель исследовательской группы в Институте истории человечества Макса Планка, объяснила важность этого открытия: «Отсутствие стойкости лактазы в организме человека. Население Монголии сегодня и в прошлом бросает вызов современным медицинским моделям непереносимости лактозы и предполагает гораздо более сложную предысторию молочного животноводства. Сейчас мы обращаемся к микробиому кишечника, чтобы понять, как население адаптируется к диетам, основанным на молочных продуктах », - сказала она.
Обнаружение генетического происхождения древних кочевых империй
Три биогеографические группы оставались генетически разделенными на протяжении более тысячелетия, пока в конце второго - начале первого тысячелетия до нашей эры не стало широко распространяться верховая езда. Журнал Science сообщает, что примерно через 1000 лет после афанасьевской культуры другая группа из степей, названная Синташта, прибыла в регион и «принесла роковые культурные изменения на пастбища Монголии». Археолог Уильям Тейлор из Университета Колорадо сказал, что около 1200 г. до н.э. исследователи обнаружили «нововведения в конном спорте, включая селекцию по размеру и выносливости, а также уздечки, штаны для верховой езды и даже ранние седла».
Исследователи пишут в своей статье, что «хунну возникли в результате смешения этих популяций и жителей окружающих регионов». Доктор Чунвон Чжон, ведущий автор нового исследования и профессор биологических наук в Сеульском национальном университете, далее объяснил, что «рост сюнну связан не с простым генетическим оборотом или заменой, а с внезапным смешением различных популяций, которые были генетически разделены на протяжении тысячелетий. В результате хунну Монголии демонстрируют впечатляющий уровень генетического разнообразия, которое отражает большую часть Евразии ».
С другой стороны, кочевая монгольская империя почти полностью утратила древнюю родословную АНЕ и добавила к своему генофонду гораздо больше восточно-евразийских предков. Как заявил Кэ Ван, соавтор исследования и аспирант Института истории человечества Макса Планка:
«Наше исследование древней Монголии показывает не только ранний генетический вклад популяций в Западной степи, но и заметный генетический сдвиг в сторону восточно-евразийских предков во времена Монгольской империи. Этот регион имеет удивительно динамичную генетическую историю, и древняя ДНК начинает раскрывать сложность демографических событий, которые сформировали евразийскую степь ».
Наконец, доктор Эрдене Мьягмар, соавтор исследования и профессор антропологии и археологии в Национальном университете Монголии, надеется, что исследователи, изучающие 6000-летнюю генетическую историю Монголии, предлагаемую в этом крупном исследовании, будут вдохновлены на дальнейшие исследования. «Богатые и сложные отношения между родословной, культурой, технологиями и политикой в период становления кочевых империй Азии».