Иду по тротуару и ВДРУГ (неожиданно!!!) сзади близко ко мне проносится велосипедист. Что в таком случае чувствуете ВЫ? Да, почти также отреагировал и я. Организм резко мобилизовался - напряглись мышцы, участилось работа сердца, изменился ритм дыхания, мозг активизировался, стараясь сориентироваться и дать указание телу, ... - приготовился к преодолению неожиданной стрессовой ситуации. Понятно, что удовольствия от такой реакции никакого. Вслед за велосипедистом с коробом за спиной у меня невольно вырвалось цензурное ругательное слово.
Я начал ловить себя на мысли, что даже выходя на тротуар специально смотрю далеко в противоположную сторону. Оказывается, что начал вырабатываться рефлекс на неожиданность сзади в виде несущихся по тротуару между пешеходами велосипедистов, самокатчиков, автомобилей и... тракторов.
На улицах Москвы в последние годы появилось много велосипедистов. С каждым годом их всё больше снуёт на тротуарах между пешеходами! К ним присоединились самокатчики (на механической и электрической тяге).
Велосипедисты - это, прежде всего и в любую погоду, - доставщики еды. Желтые и зеленые (а также новые - синие и черные; последние более агрессивно себя ведут, вероятно, из-за конкуренции) - они проносятся на великах мимо вас на приличной велосипедной скорости, стараясь быстрее выполнить заказ, получить другой, третий и так далее. Их задача - заработок, их метод - скорость, их средство - велосипед. Они несутся по улицам, не пользуясь сигналами (чтобы предупредить о своём приближении), не спешиваясь перед перекрестками (как того требуют правила, чтобы исключить вероятность столкновения с пешеходами и машинами на автодороге).
Велосипедисты в Москве - это ещё и дворники. Они передвигаются не только по одному, но любят появляются стайкой из 3 человек на великах. Эти погонщики двух колёс обычно не спешат и некоторые из них даже могут посигналить звонком, что, впрочем, является странным исключением. Этот вид велосипедистов не спешит объезжать пешехода, притормаживает и старается, насколько возможно, не приближаться к мирно идущим людям.
К дворникам присоединяются мастеровые (слесари и проч.), перевозящие на великах разную рабочую всячину (инструмент, доски, стремянку...).
С наступлением холодов с улиц Москвы пропадают граждане-велосипедисты, берущие на прокат велики (и электросамокаты!), предлагаемые администрацией города, или использующие личные велосипеды. Становятся значительно меньше подростков на маленьких великах со спущенным седлом.
Рядом с магазинами на тротуар к пешеходам выезжают автомобили! Например, к появившемуся у нашей Клиники магазину с красным и белым постоянно приезжают не только грузовые авто, но и многочисленные потребители на своих автомобилях. Вообще, уже никого не удивляет парковка на тротуаре и выезд на тротуар автотранспорта.
Автомобили, конкурируя между собой и пешеходами, стали естественной средой и чуть ли не обязательной частью тротуарной жизни.
Родители, выводя детей на прогулку, постоянно покрикивают на своих бэби, осваивающих трехколесные самокатики, готовясь повзрослев пересесть на другой транспорт. "Осторожно! Стой! Кому говорю! Машина!" - это обычные окрики в пешеходной среде Москвы.
Трактор Беларусь, выпускающий облака дыма и оставляющий за собой дорожку из капель масла, растекающегося на мокром асфальте, - абсолютная норма и частое явление на тротуарах современной столицы. Их замечательное свойство - медлительность. Если вы не в наушниках и хорошо слышите, то всегда почувствуете приближение медлительного монстра сзади и будете искать глазами место в стороне, куда бы отойти, а потом ещё некоторое время идти за отдаляющимся трактором и вдыхать божественный аромат выхлопных газов.
Жизнь меняется, но что-то в ней остаётся прежним
Вероятно, древние люди также пользовались одними дорогами с несущимися по ним оленями, буйволами, старались не пересекать своё движение с тиграми и медведями, сторониться мамонтов, от которых дурно пахло и оставались большие лепёшки...
Затем им на смену пришли лошади, коровы и волы.
Наконец, прогресс (кто-то) изобрёл велосипед! Вместе с ним он в придачу дал автотранспорт и электротранспорт.
Изменения?! Что вы? НЕТ! Дороги и дураки остались. Второе наследовалось и повлияло на первое.
ВРЕД
Как врач, я уверен во вредном влиянии неупорядоченного взаимодействия лёгкого и тяжелого транспорта с незащищёнными ничем людьми на дорогах (тротуарах), предназначенных для спокойного пользования пешеходами.
Этот вред во многом Психический СТРЕССОВЫЙ. Это вред опасен высокой вероятностью травматизации пешеходов (о случаях столкновения периодически сообщают СМИ), Это вред газовый посредством вдыхания ГАЗОВ автомобилей и тракторов (Москва, конечно, бедный город, не способный полностью оснастить транспортной и уборочной электротехникой своих улиц). Это вред экономический ( и психический) гражданам, пачкающих обувь и одежду на тротуарах, от грязи и автомасел, которые заносятся на тротуар тракторами и автосредствами.
Недавно написал о том, как село Красная Пахра стало в 2012 Москвой. Как видно, это закономерно, село Москва, лишь называемое городом и столицей (лиц действительно много) остаётся селом, несмотря на прошедшие 873 года со времени упоминания о Москве.
Я был в западной Европе и был удивлен простым решением распределения потоков двухколесного легкого транспорта и пешеходов. Например, в городе Нови Сад (Сербия) широкие тротуары просто поделены на два параллельных потока, отделенных заметным способом - зрительно и осязаемо. Пешеходы привычно и спокойно идут по своей полосе. Им не приходится ожидать сзади велосипедную или самокатную неожиданность. И никакому велосипедисту не нужно крутить "змейку" между пешеходами. В других местах велодорожки идут в местах, отдаленных от тротуаров и автодорог.
ИТАК
Итак, вы за велосипедистов или за пешеходов? Как объединить необъединяемое - желание мэрии Москвы сделать город велосипедным, велосипедистов, отсутствие полноценных велосипедных дорожек, автомобили, парковки, подвоз товара, доставку продуктов, очистку тротуаров, холодный климат и БЕЗОПАСНОСТЬ пешеходов (конечно, безопасность велосипедистов и их товарищей - самокатчиков)?!
Почему даже в парках города, где есть специальные велодорожки (в том же направлении, что и пешеходные дороги), велосипедисты массово едут непосредственно рядом с пешеходами, да ещё и как едут - стремительно? Например, парк 850-летия... вдоль Москвы-реки?