Жёсткий тренер часто добрый и сердечный человек.
Быть жёстким, строгим, подчас деспотичным и авторитарным-это наиболее эффективный способ дисциплинировать спортсмена и научить его быть жёстким по отношению к себе. Естественно, к успехам спортсмена все вышеперечисленные качества тренера приведут при наличии профессионализма у самого тренера. И пустышка может быть строгой, а вот орать на спортсмена во благо имеет право только человек грамотный. В свое время мне было очень интересно прочесть статью о Рафаэле Арутюняне, который, тренируя Мишель Кван, позволял себе повышать на неё голос. А в США так не принято, там же все добровольно, заставлять нельзя. Но Мишель нормально к этому отнеслась и стала под руководством Арутюняна чемпионкой мира.
Я очень люблю фигурное катание. Люблю читать статьи разных авторов на дзене, которые пишут про ФК. И в комментариях под некоторыми статьями я порой вижу высказывания о том, что Этери Тутберидзе излишне строга к своим воспитанницам, а её методы приводят к психологическим травмам юных девушек.
Во-первых, Этери Тутберидзе тренирует сильнейших одиночниц в мире. Мы говорим про большой спорт, а это синоним травм и психологического давления. Осталось только запустить движение "Жизни фигуристок имеют значение". Только в рабстве никто никого на держит. Путь к чемпионству лежит через преодоление физических и нравственных сил.
Если Вы, уважаемый читатель, считаете, что Этери Георгиевна излишне строга, посмотрите матчи нашей женской сборной по волейболу и гандболу под руководством Николая Карполя или Евгения Трефилова соответственно.
Во-вторых, я уверена, что победа без крови, пота и слез - это не победа в самом вкусном смысле этого слова.
Я имею звание кмс по конькобежному спорту, также, в свое время, выполнила норматив мс в беге на 800 метров по лёгкой атлетике. Вспоминаю наши летние сборы с командами биатлонистов, лыжников и конькобежцев и те адские тренировки, во время которых только дикий ор тренера приводил в чувство, когда уже не то, что ног не чувствуешь, а себя в пространстве не ощущаешь. Если бы мои тренеры не были ко мне строгими, жёсткими и, как мне часто казалось, жестокими, я бы ни выиграла ни одного соревнования. Я окончила свою недолгую карьеру в 15 лет, несмотря на то, что тренеры рассчитывали на меня. Пришла к главному тренеру и сказала, что буду готовиться к поступлению в университет в Питере. На что тренер ответил, езжай, это легче, чем тренироваться, я тебя понимаю. Он был обижен на меня, потому что видел потенциал. И я сама понимала, что мой путь может быть очень славным. Но я выбрала здоровье и специальность, о которой мечтала. У меня получилось поступить у университет и это было для меня легче, чем выиграть соревнования. Тренер был прав. Чувствую ли я себя слабачкой? Нет, я выбрала то, чего действительно хотела. (если честно, вначале да, чувствовала себя тряпкой).
Мне очень импонирует тренер Этери Тутберидзе. Главным образом импонирует то, что она предстаёт в разных образах. Ответственным и сосредоточенным наставником она остаётся всегда. Но есть человек Этери Тутберидзе, которому может быть больно и обидно терять учениц. Я даже не хочу сейчас говорить про фигуристок и о том, что им тоже может быть за что-то обидно. И Трусова и Косторная с характером, а как же иначе? Когда мой тренер на тренировке отдельно обращался к моей главной сопернице по команде, я хотела разорвать её на части от ревности. Сам факт обращения к ней меня раздражал до крайности. Внешне же мы вели себя всегда прилично. Тренировки наши проходили на одном льду и разминались мы, накатывая круги друг за другом. На соревнованиях мы практически всегда делили 1 и 2 место между друг другом. Эта конкуренция внутри команды была мотивацией. Я сейчас понимаю, как тяжело было нашему тренеру. Мы бежали не на жизнь, а на смерть, только чтобы услышать слова похвалы от него. Но я так и не услышала.
Настоящая тренировка начинается тогда, когда про себя ты проклинаешь своего тренера и вид спорта, когда обещаешь самому себе после тренировки повесить коньки на гвоздь навечно. Вот это и есть работа, которая ведёт к улучшению результатов.
А теперь представьте себе, например, Сашу Трусову, которая сделала 30 раз 4LZ и ей Евгений Плющенко такой говорит :"Ну, все, Сашенька, достаточно, молодец". Вы думаете она поверит? Вы думаете, она про себя подумает, какая я молодец и пойдёт пить манговый смузи? Сомневаюсь.
По своему опыту знаю, что талант и физические данные-это отличное подспорье в спорте. Но лучшими становятся те, кто больше работает.
Трудолюбие и упорство-это качества чемпионов. Всё это есть и у Саши Трусовой, и у Жени Медведевой, и у Анны Щербаковой. Про Алёну Косторную не пишу, потому что не знаю. Может быть она сама для себя решила, что больше не хочет убивать себя фигурным катанием. Она безусловно талантилива и тот факт, что она любит конный спорт и хочет быть нейрохирургом это подтверждает. Талантливый человек может быть талантлив во всем. Но для того, чтобы стать нейрохирургом, Алёне придётся столкнуться с большим количеством наставников более циничных, чем Тутберидзе и Плющенко вместе взятые. Ах, да, ещё и до допуска к самостоятельным операциям придётся учиться, а затем ассистировать. На все это ещё лет 17 понадобится.
Вобщем, что хочется сказать.
Тренер-это человек, которого ты боишься разочаровать больше, чем родителей. И это правильно. Почему фигуристы уходят некрасиво. Да потому что посмотреть тренеру в глаза страшно. А пепел собой стыдно.
Лучший тренер заставит Вас считать себя дьяволом. Но скорее всего в обычной жизни и в душе - это добрейший человек.
Как говорила Великая Фаина Раневская...