Найти в Дзене

Учёные о стрессе

Оглавление

Реакция на стрессовое состояние организма

Реакция на стресс реализуется главным образом двумя системами: гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой и симпатической нервной. Для их работы требуется динамичное и сложное взаимодействие мозга и тела, в котором задействуются гормоны, нейромедиаторы и иммунные молекулы. Контролируется вся эта сложная механика крошечным гипоталамусом - зоной мозга размером с миндальный орех, неспособной различать легкое возбуждение и настоящий серьезный стресс.

Гипоталамус получает нейронный сигнал из миндалевидного тела (это система тревожной сигнализации мозга), сообщающий об угрозе или сильных эмоциях.

В ответ начинается выработка эпинефрина (его чаще называют адреналином; вспомним о приливе адреналина в момент острых ощущений), в силу чего у нас возникает учащенное сердцебиение, волнение, головокружение. За несколько секунд организм оказывается готовым к реакции "бей или беги".

В этот момент происходит выброс в кровь химических веществ, вызывающих воспаление, и иммунная система приходит в состояние повышенной готовности. Воспаление - важный элемент защитной реакции, однако его требуется держать под контролем, чтобы не допустить ущерба для организма, поэтому практически одновременно вырабатывается и кортизол - стероидный глюкокортикоидный гормон.

Так реализуется следующий ключевой шаг отклика на стресс: благодаря кортизолу важнейшие функции организма, в первую очередь нормальный кровоток, выполняются без задержек, мы не теряем сознания и можем пережить панику.

Вся эта многоступенчатая реакция на стресс подавляет работу рациональной части мозга и заставляет сфокусироваться на возникшей угрозе.

Кортизол тормозит функции, не жизненно важные в момент паники. Он оказывает колоссальное влияние на иммунную систему, резко гася воспалительную реакцию и снижая число иммунных клеток, циркулирующих в организме, то есть отчасти ослабляя иммунитет. Кортизол приостанавливает выработку новых иммунных клеток.

Может показаться странным, что из-за стресса ослабевает жизненно важная иммунная защита, однако нужно понимать, что поддержание работы иммунной системы требует серьезных затрат энергии.

В момент острого стресса нам важно сосредоточить все силы на выживании или избегании угрозы; любые инфекции, даже опасные, и иммунная реакция на них теряют приоритет. Первым делом нужно пережить угрозу жизни, а уж потом разбираться с вирусами. Вот почему на этапе кортизоловой фазы стрессовой реакции происходит подавление иммунной защиты в пользу процессов заживления и восстановления.

Что теперь считают нормой

Стресс начинает влиять на нас негативно, когда мы постоянно бьемся с проблемами и сложностями и не успеваем как следует восстановиться. Согласно этой логике, и физические упражнения - стресс, и после каждого необходимо отдохнуть, чтобы результат был достаточно высоким.

Без отдыха мы переутомляемся, напряжение переходит в хроническую фазу, и это наносит и физический, и эмоциональный ущерб здоровью.

Всякая новая воспринимаемая угроза означает очередную нагрузку на иммунитет и повышает чувствительность нервной системы к сигналам опасности.

Стрессовая реакция выходит из-под контроля, когда организм привыкает понемногу игнорировать сигналы "стоп" и все активнее подчиняется сигналу тревоги.

При каждом новом воспалении в нем появляются молекулы, стимулирующие нейроиммунную связь, которая его вызвала. Так возникает еще один замкнутый круг, постоянно усиливающий воспалительную реакцию; он называется "биологическое встраивание" (biological embedding). Стресс приводит к обострению воспаления, а воспаление стимулирует новый виток стрессового ответа.

Субъективная оценка стресса

В силу субъективного характера стресса сложно точно определить, что это такое, и тем более проблематично его измерить.

Исследования поведения в целом здоровых студентов показывают, что у тех, кто сообщил о высоком уровне психологических симптомов в ответ на стрессовые события, количество клеток-киллеров составляет лишь треть от числа таких клеток у студентов, переживающих схожие ситуации, но не реагирующих на них столь же остро.

В ходе изучения поведения курильщиков, у которых начался рак легких, в сравнении с курильщиками без этого заболевания, выясняется, что стресс служит дифференцирующим фактором. Вы можете возразить, что невозможно установить, эмоции вызывают болезнь или болезнь провоцирует более сильную эмоциональную реакцию.

В этом смысле особенно интересными оказываются результаты экспериментов, у участников которых нет никакой серьезной болезни. В ходе наблюдений за онкологическими пациентами, переживающими, по их мнению, сильный стресс, ученые замечают, что их иммунологический ответ становится значительно слабее еще до того, как начинается процесс новообразования.

Сложно однозначно определить, что может быть причиной серьезного стресса, но можно, думаю, признать: мы, безусловно, испытываем его, когда нам кажется, что мы никак или почти никак не контролируем происходящее с нами. Собственно, стресс поэтому и возникает. И в какой-то момент наша реакция на него оказывается более опасной, чем он сам.

Со временем мы привыкаем жить в вечном стрессе и уже почти не замечаем, что находимся в перманентном напряжении: вроде так и должно быть.

Недавно и довольно неожиданно появилась новая идея, объясняющая и определяющая его, - теория стресса в связи с общим ощущением опасности (Generalised unsafety theory of stress, GUTS). Она предлагает учитывать даже не сами выявленные факторы стресса, а общее ощущение опасности, которое возникает в связи с разнообразными обстоятельствами, включая ощущение одиночества.

Все чаще используется термин "аллостатическая нагрузка", обозначающий всю совокупность факторов, которые воздействуют на организм вследствие стресса.

Это можно представить в виде чашки: если она наполнена до краев на протяжении долгого времени, это негативно сказывается на состоянии иммунитета. Важно помнить, что ее наполнение для каждого из нас обусловлено разными событиями и аспектами.

Что нас не убьёт, то испортит здоровье

Если вам когда-нибудь назначали стероидные препараты, вы наверняка знаете, что они мощно подавляют работу иммунной системы, и врач, скорее всего, объяснял, какими могут быть последствия, если надолго "отключить" иммунную функцию.

Согласно той же логике, чем дольше или чаще мы испытываем стресс, тем более сильный сигнал о необходимости подавлять воспалительную реакцию получают иммунные клетки.

Когда острое состояние переходит в хроническое, кортизол уже не помогает, так как не дает иммунным клеткам перемещаться по организму и отслеживать появление угроз. Со временем нарушение деятельности цитокинов приводит к тому, что иммунные клетки перестают чутко реагировать на признаки инфекции.

Новые иммунные клетки демонстрируют все меньшую активность, но и старые прекращают выполнять свою функцию, и работа иммунной системы замедляется все сильнее - примерно как вследствие старения. Крайне важная для организма кортизоловая реакция на пробуждение не срабатывает.

Все это - признаки довольно серьезного отклонения работы иммунитета от нормы, в результате чего эта система не только теряет способность эффективно защищать нас от инфекций и обнаруживать раковые клетки, но и демонстрирует все более неадекватную реакцию; вот тут-то и начинаются аутоиммунные заболевания и аллергия.

Наука
7 млн интересуются