Предвидение
Сталин о раздуваемом культе личности, конечно же знал и как никто другой понимал, что потом обвинят его. С войной было тоже самое. Предупреждал всех, что нельзя поддаваться на провокации. Сталин знал, что в будущем вопрос о том, кто первый начал, будет обоюдоострым мечом. Потому настаивал - рукоять держать крепко с самого начала и строго в оборонительной позиции. Сейчас СССР пытаются обвинить в развязывании войны. Фактов никаких. А что было бы, отдай Сталин соответствующие приказы по мобилизации и развертывании армий. Германия из агрессора уже была бы потерпевшей стороной.
О культе личности откровенный разговор состоялся у Сталина в 1937 году с немецким писателем Лионом Фейхтвангером.
Л.Ф. Я здесь всего 4–5 недель. Одно из первых впечатлений: некоторые формы выражения уважения и любви к Вам кажутся мне преувеличенными и безвкусными. Вы производите впечатление человека простого и скромного. Не являются ли эти формы для Вас излишним бременем?
стенограмма беседы
И.С. Я с вами целиком согласен. Неприятно, когда преувеличивают до гиперболических размеров. В экстаз приходят люди из-за пустяков. Из сотен приветствий я отвечаю только на 1–2, не разрешаю большинство их печатать, совсем не разрешаю печатать слишком восторженные приветствия, как только узнаю о них. В девяти десятых этих приветствий – действительно полная безвкусица. И мне они доставляют неприятные переживания.
Я хотел бы не оправдать – оправдать нельзя, а по-человечески объяснить, откуда такой безудержный, доходящий до приторности восторг вокруг моей персоны. Видимо, у нас в стране удалось разрешить большую задачу, за которую поколения людей бились целые века – (...) (ее лелеяли рабочие и крестьянские массы): освобождение от эксплуатации вызывает огромнейший восторг. Слишком люди рады, что удалось освободиться от эксплуатации. (...)
Очень большое дело – освобождение от эксплуатации, и массы это празднуют по-своему. Все это приписывают мне – это, конечно, неверно, что может сделать один человек? Во мне они видят собирательное понятие и разводят вокруг меня костер восторгов телячьих.
Авт. На мой взгляд, проявление уважения к себе со стороны народа назвать "восторгом телячьим" - было не очень корректно. Но, если принять во внимание, КАК будут полоскать самого Сталина в контексте культа личности, то он еще культурно выразился.
А нельзя ли это остановить
Л.Ф. Как человек сочувствующий СССР, я вижу и чувствую, что чувства любви и уважения к Вам совершенно искренни и элементарны. Именно потому, что Вас так любят и уважают, не можете ли Вы прекратить своим словом эти формы проявления восторга, которые смущают некоторых ваших друзей за границей?
"Культ личности" от низкого уровня культуры
И.С. Я пытался несколько раз это сделать. Но ничего не получается. Говоришь им – нехорошо, не годится это. Люди думают, что это я говорю из ложной скромности.
Хотели по поводу моего 55-летия поднять празднование. Я провел через ЦК ВКП(б) запрещение этого. Стали поступать жалобы, что я мешаю им праздновать, выразить свои чувства (...) Другие говорили, что я ломаюсь.
Как воспретить эти проявления восторгов? Силой нельзя. Есть свобода выражения мнений. Можно просить по-дружески. Это проявление известной некультурности. Со временем это надоест. Трудно помешать выражать свою радость. Жалко принимать строгие меры против рабочих и крестьян.
И.С.Законом, запретом нельзя тут что-либо сделать. Можно попасть в смешное положение. А то, что некоторых людей за границей это огорчает – тут ничего не поделаешь. Культура сразу не достигается.
Л.Ф. (...) Выставляемые в разных местах ваши бюсты – некрасивы, плохо сделаны.
Авт. Писатель говорит о том, что его неприятно поразило обилие и неуместность бюстов Сталина, причем не самого лучшего исполнения и, самое главное, в самых неожиданных местах - на выставках планировки Москвы и Рембранта.
Карьеристы и культ личности
И.С. (...) Что касается бюрократов, то о них нельзя сказать, что у них нет вкуса. Они боятся, если не будет бюста Сталина, то их либо газета, либо начальник обругает, либо посетитель удивится. Это область карьеризма, своеобразная форма «самозащиты» бюрократов: чтобы не трогали, надо бюст Сталина выставить.
Ко всякой партии, которая побеждает, примазываются чуждые элементы, карьеристы. Они стараются защитить себя по принципу мимикрии – бюсты выставляют, лозунги пишут, в которые сами не верят.
Авт. В кабинетах современных чиновников чьи портреты висят..?
Дурной вкус
И.С.Что касается плохого качества бюстов, то это делается не только намеренно (я знаю, это бывает), но и по неумению выбрать. Я видел, например, в первомайской демонстрации портреты мои и моих товарищей: похожие на всех чертей. Несут люди с восторгом и не понимают, что портреты не годятся. (...) Нельзя издать приказ, чтобы выставляли хорошие бюсты (...)
Некогда заниматься такими вещами, у нас есть другие дела и заботы, на эти бюсты и не смотришь".
Вывод. Недооценил.
Сталин явно недооценил последствия "культа личности", который сначала, действительно, был организован повсеместно и стихийно, как выражение восторга по поводу достигнутых успехов. Потом "культом личности" занялись карьеристы и партийные функционеры, которых привлекали привилегии номенклатуры и они нашли способ как вывести из-под удара себя, обвинив того, кто уже не мог ответить. "Культ личности" - величайшая афера в мире, которую удалось провернуть в масштабах огромной страны с таким успехом.
Открытый протест
Сталину потребовалось решение ЦК ВКП(б), чтобы умерить пыл тех, кто уже был готов к масштабным мероприятиям по случаю юбилея Сталина. Но настоять на своем и не допустить раздувания "культа личности" удавалось не всегда.
Открытое письмо Сталина против переименования Царицына в Сталинград, в котором он пригрозил, что не приедет на заседание комиссии, которая собиралась утвердить это решение, проигнорировали. Ответили - не приедете и не надо, мы без вас проголосуем. И проголосовали большинством голосов.
Книгу "О детстве Сталина" сам Сталин советовал авторам сжечь, добавив на словах что-то вроде - я в детстве был шалопаем, зачем обманывать. И т.д. и т.п.
Заговор и предательство
Так называемое разоблачение "культа личности" Хрущеву было необходимо для отвлечения внимания от собственных преступлений и перегибов, особенно в период активной борьбы с саботажем и вредительством при проведении коллективизации и индустриализации. Неготовность к критической самооценке привела к необходимости самооправдания, главным образом, за счет Сталина.
Тем, кто уверен, что Сталин сам назвал Сталинград в свою честь.
Живописные развалины в Старой Ладоге. Стоит посмотреть, пока окончательно не развалились.
Сталину принесли анонимку: "Товарищ Сталин, ваше содержание дорого обходится государству!"